Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

192 как человек, который не ходит, страдает, неполноценный, имеющий откло­ нения, одинокий, с дефектом или недостатком, юродивый, который не раду­ ется, не общается, не имеет будущего, обижен судьбой, является изгоем в обществе, ему не повезло в жизни и др. Если суммировать указанные от­ веты, то 45,5 % респондентов инвалида воспринимает через физические недостатки, 26,7 % - через моральные и душевные состояния и пережива­ ния (см. табл. 3 приложения В). При выявлении представлений взрослого населения о детях (подрост­ ках, молодых людях) с особыми нуждами получены следующие данные: 5,5 % респондентов воспринимает инвалидов через позитивные качества: как добрых, обладающих высокоморальными качествами, как сильных духом, серьезных, страждущих, ждущих любви, а также как равноправных граждан и полноценных людей (1,3 %). 15,4 % опрошенных отметило, что дети (молодые) - инвалиды - такие же, как и все. 37,2 % респондентов вос­ принимает инвалидов через определенные лишения и трудности. Инвалид ювенальной категории в их сознании беспомощный, одинокий, несчастный, нуждающийся в помощи, поддержке, больной, ущемленный, отсталый, ущербный, страдающий, неполноценный, ограниченный, являющийся обузой для окружающих, изгоем и др. 41,9 % опрошенных затруднилось ответить на вопрос. Таким образом, восприятие ребенка-инвалида у совершеннолет­ них граждан неоднозначное, но в большинстве случаев респонденты воспри­ нимают детей с ограниченными возможностями как беспомощных, несчаст­ ных, неполноценных индивидов (см. табл. 4 приложения В). Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в сознании 15,3 % опрошенных педагогов и других специалистов социальных учреждений пред­ стает обычным человеком; 15,7 % представляет ребенка как слабого, незащи­ щенного, беззащитного, несчастного, ограниченного, убогого, отстающего, имеющего нарушения, нуждающегося в чем-либо субъекта; 15,6 % респонден­ тов видит инвалидов ювенальной категории как, наоборот, сильных, добрых, индивидуально неповторимых, полноценных членов общества; 53,3 % опро­ шенных не ответили на данный вопрос (см. табл. 5 приложения В). Родители детей-инвалидов воспринимают своих детей в большинстве случаев (72,3 %) как нуждающихся: в помощи (29,3 %), заботе (12,1 %)> внимании (10,3 %), любви (6,9 %), сочувствии (1,7 %), в лечении (1,7 %), обеспечении (1,7 %) и т. д. 15,5 % родителей указало, что ребенок с инва­ лидностью является обычным человеком, как все (8,6 %), таким же членом общества (5,2 %), не хуже и не лучше других (1,7 %).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz