Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
191 источником проблемы является то, что здоровые граждане не привыкли видеть вокруг себя инвалидов, как это было показано по данным исследо вания в предыдущем параграфе, не умеют общаться с ними и нигде не мо гут этому научиться. Негативный стереотип восприятия лиц с отклонениями в развитии проявляется также в представлениях о данной категории как о людях с максимально ограниченными возможностями, не представляющих соци альной и личностной значимости. Необходимо отметить и то, что "общ ность людей с инвалидностью воспринимается как иждивенческий балласт, что влечет за собой негативное отношение к ним других членов сообщества и способствует созданию негативных образцов жизненных стилей"1. В социологическом исследовании, проведенном автором в 2008 г., на правленном на выявление отношения различных групп населения г. Мурман ска к детям и молодым людям с ограниченными возможностями здоровья, был выявлен образ инвалида в восприятии различных категорий населения. Учащиеся средних образовательных учреждений представляют чело века с инвалидностью чаще всего как больного, увечного, неполноценного, ограниченного в возможностях. Лишь 2,8 % респондентов-школьников, имеют позитивные ассоциации в отношении инвалидов: добрый, сильный характером, особенный. В 3,1 % случаях респонденты считают детей (под ростков, молодых людей) с инвалидностью такими же детьми, как и другие граждане, имеющих различия в зависимости от индивидуальности. Во всех остальных случаях (70,1 %) имеет место восприятие инвалида через отри цательные характеристики. Это, как правило, констатация какого-либо лишения или ограничения, данная в том числе через отрицательные части цы "не" и "без". В частности, 15,4 % опрошенных воспринимает инвалида как ограниченного в возможностях индивида, 8,5 % констатирует факт ограниченности через ассоциацию "в инвалидной коляске", 6,9 % свои ассоциации основывает на различных словосочетаниях со словом "не мо жет" (делать то, что здоровый; самостоятельно обеспечить свои потребно сти; жить полноценной жизнью; общаться; порадоваться жизни и др.); 3,9 % учащихся воспринимает инвалидов как нуждающихся (в общении; понимании; помощи, поддержке и др.). Кроме того, инвалид представляется 1Маслова Т. Ф., Шаповалов В. К., Ткаченко В. С. Концепция исследования инте грации людей с инвалидностью в общество // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практик / под ред. В. К. Шаповалова. М. : Муравей, 2006. С. 75.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz