Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

183 Толерантность - сложный и противоречивый социальный феномен. Его смысловые и содержательные компоненты формировались многие го­ ды. Само слово "толерантность" было заимствовано из латинского и фран­ цузского языков примерно в XVI веке. Оно поначалу понималось лишь как терпимость к иным религиозным верованиям, но на протяжении XVI и XVII веков религиозная толерантность становится правовым понятием. В этот период правительства издают декреты о толерантности, предписы­ вающие населению толерантное поведение в отношении лютеран, гугено­ тов, папистов - Нантский эдикт Генриха IV (1598 г.), патент толерантности 1781 г. от Иосифа II1. Современные представления о толерантности как фактора, дающего защиту от несправедливости, были подготовлены деятельностью философов XVI-XVII вв., восставших против жестоких религиозных столкновений2. Важнейшим результатом их деятельности явилось признание толерантности всеобщей ценностью, основополагающим компонентом мира и согласия ме­ жду социальными группами. 26 августа 1789 г. Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, которая стала предвестницей Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, излагающей принципы мира и согласия. Толерантность не только теоретическое понятие, но и элемент опреде­ ленной культуры. Нынешняя российская культура представляет собой сочетание трех разных культур. Одна из них провозглашает в качестве ос­ новы отношения человека к окружающему миру принцип органичности, целостности и взаимосвязанности всего сущего в этом мире; принцип при­ знания суверенности мельчайших элементов мироздания и уважения к правам этих элементов; принцип естественности роста, приращения все­ го сущего, неприятия революций. Это - космоцентрическая культура. В рамках западной культуры эта ориентация наиболее отчетливое выражение получила в работах средневековых европейских мыслителей. Среди авторов новейшего времени можно назвать В. Вернадского, А. Швейцера, Э. Фромма, Ю. Лотмана. В рамках такой культуры толерантность естественна. 1Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 45. Самым последовательным защитником толерантности был Вольтер ("Трактат о веротерпимости", 1763 г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz