Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

16 Таким образом, существует ряд подходов к определению инвалидности, в рамках которых ее рассматривают только лишь через медико­ физиологические или, наоборот, социальные характеристики, в результате че­ го не отражают полной картины этого явления. Поэтому инвалидность нам представляется как особое интегральное свойство личности, обусловленное медицинскими, социальными, психологическими, экономическими и нравст­ венными факторами, приводящее к социальной недостаточности. В результате воздействия указанных факторов, их силы и глубины, определяется положение человека в социальной структуре общества. Как социальное явление, инвалид­ ность выступает основанием социальной дифференциации и представляет со­ бой специфический статус, для которого характерен комплекс институцио­ нально обусловленных прав и обязанностей, особенности которых заключают­ ся в необходимости дополнительных средств удовлетворения потребностей, легитимируемых социальной политикой государства и культурой общества, и в пониженных ожиданий к уровню их социальной ответственности. Несколько особняком стоят определения, показывающие инвалид­ ность в детским возрасте. Они отличаются от представлений о взрослой инвалидности перечнем видов деятельности, необходимых для жизни. В первую очередь это касается игровой, образовательной деятельности, а также способности к саморазвитию и социализации. В законодательстве бывшего СССР в виду существования взаимосвязи инвалидности с потерей трудоспособности дети до 16 лет не могли быть признаны инвалидами, в результате чего возникла необходимость в появлении термина "ребенок- инвалид". К этой категории относились дети, имеющие "значительные ог­ раничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самооб­ служиванию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем"1. А инвалидность в детском возрасте определялась как "состояние стойкой социальной деза­ даптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологиче­ скими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ре­ бенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре"2. 1Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и социальной защи­ ты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. № 1. С. 6. 2 Руководство по врачебно-трудовой экспертизе / под ред. Ю. Д. Арабатской. М. : Медицина, 1981. С. 282.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz