Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

162 подготовки по работе с такими детьми, а при необходимости получает консультацию у других специалистов. В специальных группах (классах) воспитываются (обучаются) исключительно дети с отклонениями в разви­ тии. Для таких детей используется практика частичной или временной инте­ грации, когда их несколько раз в месяц объединяют с нормально развиваю­ щимися сверстниками для совместной деятельности с целью получения опыта общения и взаимодействия. В смешанных группах (классах) одно­ временно воспитываются 2/3 нормально развивающихся детей и не более 1/3 детей с нарушениями. Наполняемость групп составляет 12-15 человек, с которыми занимается дефектолог. В смешанных группах создаются спе­ циальные условия для ранней и полноценной социальной интеграции. Отличительной чертой интеграционного образования является обуче­ ние в общем классе здоровых и лиц, имеющих нарушения здоровья, по программе массовых общеобразовательных школ, в одних и тех же ус­ ловиях и темпах для всех учащихся. Соответственно, включаться в процесс обучения могут и должны лишь дети, обладающие сохранным интеллек­ том и не требующие специального режима и подходов к обучению. Дети с ограничениями жизнедеятельности, передвигающиеся на инвалидных колясках, при интеграционном обучении в массовой школе испытывают проблемы с передвижением ввиду неготовности в полной мере материаль­ ной среды. И если многие школы сегодня имеют пандусы, то остаются проблемы с передвижением внутри помещений, связанные с наличием этажей, ступенек, узкими проемами, отсутствием лифтов. Все это говорит о том, что спрос на интеграционные услуги превышает возможности школ. Еще одной особенностью интегрированного образования является активная позиция и инициативность родителей детей с инвалидностью. "Содействие родителей, - отмечает Е. В. Кулагина, - является одним из первоочередных условий организации интеграционного образования, поскольку в случае необходимости они постоянно находятся с детьми, ока­ зывают помощь во время занятий и обеспечивают контроль при возникно­ вении "внештатных" ситуаций"'. Важен также уровень профессионализма педагогов. В интеграционных классах резко возрастает психологическая 1 Кулагина Е. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровь Опыт коррекционных и интеграционных школ Социологические исследования. 200У- № 2. С. 114.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz