Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

160 находится в изолированной от общества среде, что имеет негативные последствия как для этих детей, так и для здоровых граждан общества. В отечественной практике интеграция в области образования - это процесс совместного обучения, воспитания и развития здоровых детей и детей с инвалидностью посредством создания дополнительных специали­ зированных условий. Особенностью социальной функции интеграционного образования является расширение жизненного и образовательного простран­ ства детей с различными нарушениями, а также изменение дискриминацион­ ных стереотипов общества и формирование позитивного общественного мне­ ния о людях с ограничениями. "Спецификой этой формы обучения в россий­ ском варианте, - указывает Е. В. Кулагина, - является экспериментальный ха­ рактер развития, отсутствие специальной государственной поддержки, опора на семейный ресурс и сохранный потенциал детей"1. Инклюзивное образование двойственно по своей природе: с одной стороны, соотносится с образовательной политикой и социальным разви­ тием государства; с другой стороны, решает свои специфические задачи, вне прямой связи с контекстом общей образовательной политики. Истоки такой двойственности лежат, по мнению Н. В. Борисовой, в том, что идео­ логия инклюзии является частью движения за гражданские права социаль­ ных меньшинств, обеспечения равных прав и доступа к образованию и, тем самым, - по сути политическим процессом, который встраивается в образовательный процесс. И в то же время - это часть образовательного процесса - с целями, задачами, технологиями и результатами обучения, методиками и проблемами финансирования инклюзивных программ в об­ щеобразовательных школах2. Российские исследования в области инклюзивного образования Н. Н. Малофеева, Е. Р. Ярской-Смирновой, И. И. Лошаковой, Э. К. Набе- рушкиной достаточно подробно изучают социально-правовые изменения, которые произошли в образовательной политике стран, где интеграция де­ тей с особенностями развития стала устойчивой и успешной практикой. Прежде всего, интегрированное образование рассматривается в контексте 1Кулагина Е. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт коррекционных и интеграционных школ // Социологические исследования. 2009. №2. С. 112. 2Борисова Н. В. Социальная политика в области инклюзивного образования: кон­ текст либерализации и российские реалии // Журнал исследований социальной полити­ ки. 2006. Т. 4. № 1. С. 105.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz