Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

154 Социальная интеграция инвалида во многом определяется его реаби­ литационным потенциалом, который отражает уровень анатомофизиоло­ гического развития и характер социальной недостаточности ребенка или молодого человека. Реабилитационный потенциал - комплекс биологиче­ ских и психофизиологических характеристик человека, а также правовых и социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности и возможности1. Показатели уровня анатомо-физиологического развития - физического развития, психофизической выносливости, эмоционально-волевой устойчиво­ сти. Уровень физического развития ранжируется по трем степеням и оценива­ ется как "соответствующий", "ниже" или "выше" возрастно-половых норм. Отражением уровней психофизиологической выносливости являются оценки "высокий", "средний", "низкий". Эмоционально-волевые показатели оценива­ ются с позиций таких характеристик, как "эмоционально-волевая устойчи­ вость" (высокий уровень), "эмоционально-волевая лабильность" (средний уро­ вень), "эмоционально-волевая неуравновешенность" (низкий уровень). Социальная недостаточность освидетельствуемого лица определяется профессиональным и социально-средовым статусами. Профессиональный статус характеризуется уровнем профессионального образования (высшее, среднее, начальное профессиональное образование), соответствием основ­ ной профессии базовому профобразованию (соответствует, не соответст­ вует), уровнем профессиональной квалификации (высокий, средний, низ­ кий). Социально-средовой статус включает совокупность таких характери­ стик, как социально-психологическая адекватность, социальная адекват­ ность, уровень социокультурного развития, семейно-бытовое и материаль­ ное положение. Социально-психологическая реакция, рассматриваемая как субъективная оценка создавшейся жизненной ситуации и структура психо­ логических реакций на нее, может оцениваться как адекватная, неопреде­ ленная, неадекватная. Социальная активность человека может интерпрети­ роваться характеристиками: социально активен, социально инертен, соци­ ально негативен. Уровни социокультурного развития характеризуются как высокий, средний, низкий. Семейно-бытовое положение оценивается с учетом микросоциальных психологических показателей и жилищно-бытовых условий и формализу­ ется в терминах: "семейно-бытовая комфортабельность", "семейно-бытовая неупорядоченность", "семейно-бытовая неустроенность". Материальное 1ХрапылинаЛ. П. Реабилитация инвалидов. М.: Экзамен, 2006. С. 59.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz