Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
154 Социальная интеграция инвалида во многом определяется его реаби литационным потенциалом, который отражает уровень анатомофизиоло гического развития и характер социальной недостаточности ребенка или молодого человека. Реабилитационный потенциал - комплекс биологиче ских и психофизиологических характеристик человека, а также правовых и социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности и возможности1. Показатели уровня анатомо-физиологического развития - физического развития, психофизической выносливости, эмоционально-волевой устойчиво сти. Уровень физического развития ранжируется по трем степеням и оценива ется как "соответствующий", "ниже" или "выше" возрастно-половых норм. Отражением уровней психофизиологической выносливости являются оценки "высокий", "средний", "низкий". Эмоционально-волевые показатели оценива ются с позиций таких характеристик, как "эмоционально-волевая устойчи вость" (высокий уровень), "эмоционально-волевая лабильность" (средний уро вень), "эмоционально-волевая неуравновешенность" (низкий уровень). Социальная недостаточность освидетельствуемого лица определяется профессиональным и социально-средовым статусами. Профессиональный статус характеризуется уровнем профессионального образования (высшее, среднее, начальное профессиональное образование), соответствием основ ной профессии базовому профобразованию (соответствует, не соответст вует), уровнем профессиональной квалификации (высокий, средний, низ кий). Социально-средовой статус включает совокупность таких характери стик, как социально-психологическая адекватность, социальная адекват ность, уровень социокультурного развития, семейно-бытовое и материаль ное положение. Социально-психологическая реакция, рассматриваемая как субъективная оценка создавшейся жизненной ситуации и структура психо логических реакций на нее, может оцениваться как адекватная, неопреде ленная, неадекватная. Социальная активность человека может интерпрети роваться характеристиками: социально активен, социально инертен, соци ально негативен. Уровни социокультурного развития характеризуются как высокий, средний, низкий. Семейно-бытовое положение оценивается с учетом микросоциальных психологических показателей и жилищно-бытовых условий и формализу ется в терминах: "семейно-бытовая комфортабельность", "семейно-бытовая неупорядоченность", "семейно-бытовая неустроенность". Материальное 1ХрапылинаЛ. П. Реабилитация инвалидов. М.: Экзамен, 2006. С. 59.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz