Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

152 проводить свою жизнь в изоляции от общества: либо в стенах дома, либо в интернатных учреждениях. Специализированные учреждения не преду­ сматривали обучение и развитие таких детей. В частности, в Мурманской области штатное расписание и фонд заработной платы сотрудников обла­ стного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Мончегорский дом-интернат для умствен­ но отсталых детей" не были рассчитаны на развитие личности необучае­ мых детей. Такая ситуация продолжалась до 1999-го года, когда были вве­ дены ставки педагогов и стало осуществляться коррекционно-развивающее обучение для детей с глубокой формой олигофрении1. Сегодня постепенно происходит переход от медицинской к социаль­ ной модели, в рамках которой реабилитация рассматривается как восста­ новление всех социальных способностей индивида, при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Процесс соци­ альной реабилитации при таком подходе направлен в первую очередь не на восстановление здоровья, а на выработку у ребят отношения к себе как к значимой для общества личности, на преодоления барьера замкнутости, на воспитание у детей самоуважения2. Мировой опыт интеграции людей с инвалидностью показывает пре­ имущества социальной модели решения проблем инвалидности, в которой ведущее место отводится активности самих инвалидов. "В условиях демо­ кратизации и становления гражданского общества, - отмечают Т. Ф. Мас­ лова, В. К. Шаповалов, В. С. Ткаченко, - в России актуализируется преодоление пассивной роли людей с инвалидностью при взаимодействии с государством, работодателями, другими субъектами российского общества, практически исключающего инвалида из активной общественной жизни, снижающей их социальный статус"3. 1Погарская О. А. Проблемы и возможности стационарного социального учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья // Комплексная реабилитация детей- инвалидов в условиях учреждений социального обслуживания семьи и детей. Региональ­ ная комплексная программа "Дети Кольского Заполярья" на 2004-2006 годы. Подпро­ грамма "Дети-инвалиды" / сост. Л. Е. Чиркова. Мурманск: МОИПКРО, 2005. С. 37. 2Черникова И. В. Преодолеть недуг вместе // Социальное обслуживание. 2006. № 1.С. 40-41. 3Маслова Т. Ф., Шаповалов В. К , Ткаченко В. С. Концепция исследования инте­ грации людей с инвалидностью в общество // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практик / под ред. В. К. Шаповалова. М.: Муравей, 2006. С. 73.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz