Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
151 Социальная интеграция мало эффективна, когда личность не желает или не может соизмерить свои притязания с возможностями социокуль турной среды, не обладает личностными и социально востребованными ресурсами. Подобные явления указывают на необходимость уделять вни мание субъективной составляющей социальной интеграции инвалидов, т. е. специфическим особенностям и ресурсным возможностям личности, а не только созданию особых условий в социуме. На основании вышесказанного можно отметить, что проблема соци альной интеграции инвалидов непосредственно связана и с социализацией, и с адаптацией, а также с реабилитацией, она является комплексной, мно гоплановой. При этом исключительное значение для социальной интегра ции представляет реабилитация. Если адаптация - это приспособление к условиям среды с использова нием резервных возможностей, то реабилитация рассматривается как вос становление функциональной активности личности. Основной целью реа билитации является восстановление или обретение типичного для своего возраста набора социальных статусов и ролей инвалида, его социальная адаптация и интеграция в общество. Она предполагает целый комплекс мероприятий восстановительного характера с тем, чтобы помочь лицам с ограниченными возможностями в достижении физической, психической, профессионально-трудовой, социальной, экономической полноценности. До недавнего времени в понимании реабилитации преобладал сугубо медицинский подход. Акцент ставился, прежде всего, на психосоматиче ских качествах человека, восстановление которых считалось достаточным для достижения его социального благополучия. Такой подход не был эф фективным. "Существующая система реабилитации в нашей стране, - если можно назвать системой совокупность отдельных мероприятий, - недоста точно эффективна, идеи интеграции не стали у нас действенной концепци ей реабилитации", - отмечали в 90-х годах XX в. Т. А. Добровольская и Н. Б. Шабалина1. Действительно, до еще недавно считалось, что достаточно кормить и обеспечивать уход за лицами с тяжелыми нарушениями в развитии, со блюдать санитарно-гигиенические требования и оказывать медицинскую помощь. Те дети, которые признавались необучаемыми, вынуждены были 1 См.: Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Инвалид и общество: социально психологическая интеграция // Социологические исследования. 1991. № 5. С. 3-8.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz