Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

151 Социальная интеграция мало эффективна, когда личность не желает или не может соизмерить свои притязания с возможностями социокуль­ турной среды, не обладает личностными и социально востребованными ресурсами. Подобные явления указывают на необходимость уделять вни­ мание субъективной составляющей социальной интеграции инвалидов, т. е. специфическим особенностям и ресурсным возможностям личности, а не только созданию особых условий в социуме. На основании вышесказанного можно отметить, что проблема соци­ альной интеграции инвалидов непосредственно связана и с социализацией, и с адаптацией, а также с реабилитацией, она является комплексной, мно­ гоплановой. При этом исключительное значение для социальной интегра­ ции представляет реабилитация. Если адаптация - это приспособление к условиям среды с использова­ нием резервных возможностей, то реабилитация рассматривается как вос­ становление функциональной активности личности. Основной целью реа­ билитации является восстановление или обретение типичного для своего возраста набора социальных статусов и ролей инвалида, его социальная адаптация и интеграция в общество. Она предполагает целый комплекс мероприятий восстановительного характера с тем, чтобы помочь лицам с ограниченными возможностями в достижении физической, психической, профессионально-трудовой, социальной, экономической полноценности. До недавнего времени в понимании реабилитации преобладал сугубо медицинский подход. Акцент ставился, прежде всего, на психосоматиче­ ских качествах человека, восстановление которых считалось достаточным для достижения его социального благополучия. Такой подход не был эф­ фективным. "Существующая система реабилитации в нашей стране, - если можно назвать системой совокупность отдельных мероприятий, - недоста­ точно эффективна, идеи интеграции не стали у нас действенной концепци­ ей реабилитации", - отмечали в 90-х годах XX в. Т. А. Добровольская и Н. Б. Шабалина1. Действительно, до еще недавно считалось, что достаточно кормить и обеспечивать уход за лицами с тяжелыми нарушениями в развитии, со­ блюдать санитарно-гигиенические требования и оказывать медицинскую помощь. Те дети, которые признавались необучаемыми, вынуждены были 1 См.: Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Инвалид и общество: социально­ психологическая интеграция // Социологические исследования. 1991. № 5. С. 3-8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz