Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

150 работу с педагогами социально-педагогических учреждений, детьми мас­ совых образовательных учреждений, детьми-инвалидами, их родителями, а также студентами1. Родители детей с инвалидностью являются не единственными агента­ ми их социализации и последующей интеграции. Существенную роль в этом процессе играют представители общественных и государственных институтов. Однако проводимая государственная социальная политика на основе традиционной медицинской модели замыкает ребенка только на родителях и врачах, и в итоге отгораживает его от общества. Такое по­ ложение ослабляет его социальную позицию, снижает его социальную зна­ чимость, ставит в неравное положение по сравнению с другими детьми. При таком подходе социализацию ребенка с инвалидностью вряд ли мож­ но считать успешной. Осваиваемые на первом этапе социализации ценности и нормы помо­ гают инвалидам адаптироваться к окружающей среде. Собственно адапта­ ция рассматривается как приспособление к социально-экономическим ус­ ловиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным груп­ пам, организациям, институтам, выступающим в качестве среды жизнедея­ тельности. С этой позиции адаптация инвалидов представляет собой взаи­ модействие со средой и приспособление личности к ее объективным усло­ виям. Такое приспособление может иметь двойственный характер. С одной стороны, происходят изменения социальной среды, которая учитывает ну­ жды инвалидов, с другой стороны, происходит изменение внутреннего ми­ ра личности, приспосабливающейся к требованиям окружающей среды. Таким образом, социальная интеграция как результат социализации и адаптации представляет собой процесс взаимодействия личности и сре­ ды, предполагающий изменение обеих сторон. Адаптация инвалидов к социальной среде может быть успешной и не­ успешной. Негативная адаптация приводит к тому, что индивид отказыва­ ется от интеграции в социум, уходит в свой внутренний мир. Не все инва­ лиды имеют для успешной адаптации ресурсные возможности, и они ос­ таются не интегрированными в социум. 1Егорова Т. В. Толерантность как основа социальной интеграции детей с ограни­ ченными возможностями // Социокультурное, духовное и экономическое состояние со­ временного российского общества: проблемы и пути решения : междунар. науч.-практ. конф., Мурманск. 14 мая 2009 г. : сб. статей / под общ. ред. Ю. В. Кузнецова, М. Д- Р°3' бицкой. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. С. 52.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz