Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
150 работу с педагогами социально-педагогических учреждений, детьми мас совых образовательных учреждений, детьми-инвалидами, их родителями, а также студентами1. Родители детей с инвалидностью являются не единственными агента ми их социализации и последующей интеграции. Существенную роль в этом процессе играют представители общественных и государственных институтов. Однако проводимая государственная социальная политика на основе традиционной медицинской модели замыкает ребенка только на родителях и врачах, и в итоге отгораживает его от общества. Такое по ложение ослабляет его социальную позицию, снижает его социальную зна чимость, ставит в неравное положение по сравнению с другими детьми. При таком подходе социализацию ребенка с инвалидностью вряд ли мож но считать успешной. Осваиваемые на первом этапе социализации ценности и нормы помо гают инвалидам адаптироваться к окружающей среде. Собственно адапта ция рассматривается как приспособление к социально-экономическим ус ловиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным груп пам, организациям, институтам, выступающим в качестве среды жизнедея тельности. С этой позиции адаптация инвалидов представляет собой взаи модействие со средой и приспособление личности к ее объективным усло виям. Такое приспособление может иметь двойственный характер. С одной стороны, происходят изменения социальной среды, которая учитывает ну жды инвалидов, с другой стороны, происходит изменение внутреннего ми ра личности, приспосабливающейся к требованиям окружающей среды. Таким образом, социальная интеграция как результат социализации и адаптации представляет собой процесс взаимодействия личности и сре ды, предполагающий изменение обеих сторон. Адаптация инвалидов к социальной среде может быть успешной и не успешной. Негативная адаптация приводит к тому, что индивид отказыва ется от интеграции в социум, уходит в свой внутренний мир. Не все инва лиды имеют для успешной адаптации ресурсные возможности, и они ос таются не интегрированными в социум. 1Егорова Т. В. Толерантность как основа социальной интеграции детей с ограни ченными возможностями // Социокультурное, духовное и экономическое состояние со временного российского общества: проблемы и пути решения : междунар. науч.-практ. конф., Мурманск. 14 мая 2009 г. : сб. статей / под общ. ред. Ю. В. Кузнецова, М. Д- Р°3' бицкой. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. С. 52.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz