Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

147 социально-ролевому поведению. Таким образом, формируется наиболее значимая для личности система ценностей и норм, которая обеспечивает социальную интеграцию инвалидов или, напротив, мешает ей. Одна из особенностей первичной социализации заключается в том, что на этой стадии отсутствует выбор "значимых других". Поэтому ребе­ нок интернализирует мир своих "значимых других" не как один из многих возможных "миров", а как единственно существующий. Неизбежность взаимосвязи индивида с его первыми "значимыми другими" объясняет присущее первому миру индивида особое качество устойчивости. В ре­ зультате мир, интернализируемый в процессе первичной социализации, гораздо прочнее укоренен в сознании, чем миры, интернализируемые в процессе вторичной социализации. В ходе процесса социализации, таким образом, индивид принимает не только роли и установки других, делая их своими собственными, но и принимает мир "значимых других", что имеет особое значение в отношении детей с инвалидностью. Часто тревога родителей о настоящем и будущем ребенка отрицательно сказывается в целом на его прохождении начального этапа социализации. Ро­ ждение ребенка-инвалида может быть травмирующим событием для семьи, и в таком случае могут присутствовать также чувства разочарования, стыда, смущения и неприятия ребенка1. Указанные эмоциональные реакции на рож­ дение ребенка-инвалида могут являться следствием восприятия его как личной проблемы, а также существующих в обществе стереотипах, основанных на со­ циальных барьерах и негативном отношении к инвалидам. Зачастую итогом подобных переживаний родителей становятся уста­ новки на "оранжерейное" воспитание больного ребенка, предполагающее его гиперопеку и формирующее маленьких эгоистов и домашних тиранов или, наоборот, на депривацию материнского отношения и родительских забот2. В основе такого отношения лежат не только потребности ребенка в заботе и уходе, но и стереотипы, воплощаемые на практике со стороны ближайшего окружения, семьей. Поскольку ребенку с инвалидностью невозможно сменить ближайшее социальное окружение, то практически невозможно избавиться от ярлыка, оказывающего негативное влияние на процесс социализации. 1Оливер М., Сэпей Б. Социальная работа с инвалидами. 2-е изд. М. : [б. и ], 1999. С. 82. 2Симен-Северская О. В. Особенности первичной социализации людей с инвалид­ ностью // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практи­ ка / под ред. В. К. Шаповалова. М. : Муравей, 2006. С. 68.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz