Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
146 зей; с другой стороны, процесса активного воспроизводства системы соци альных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в среду. При этом подчеркивается, что человек не просто ус ваивает социальный опыт, но и преобразовывает его . В самом общем виде социально-психологические факторы социализа ции инвалидов могут быть представлены двумя блоками: 1) социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект - набор ролей и статусов, предлагаемых обществом человеку в рамках соци альных институтов; 2) индивидуально-личностные факторы. Это избирательность личности в освоении образцов поведения, деятельности, транслируемых обществом, а также проявление функциональных ограничений, дефектов, недостатков, связанных с заболеванием. С точки зрения целенаправленности воздействий на личность разли чают стихийные и целенаправленные воздействия. Последние осуществ ляются в условиях социальных институтов образования и воспитания в ин тересах личности и общества. Среди универсальных механизмов социали зации выделяют традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный и рефлексивный механизмы. Роль указанных механизмов в процессе социализации различна на разных этапах жизненного цикла человека с инвалидностью. Началь ным этапом, наиболее важным для индивида выступает первичная социа лизация, благодаря которой человек адаптируется к обществу. Учитывая, что в процессе первичной социализации конструируется первичный мир индивида, в этот период освоение окружающего мира происходит, пре имущественно через "понимание другого". Индивид "вбирает" в себя об щие ценности в процессе общения со "значимыми другими". Поэтому оп ределяющая роль на начальных стадиях процесса социализации принадле жит традиционному механизму, реализующемуся в первую очередь по средством семьи. На первом этапе жизни инвалиды осваивают ценности и нормы микро- и макросреды, далее по мере приобретения жизненного опыта осмыслива ют их, и либо включают их в систему внутренних ценностей и норм (инте- риоризация), либо отторгают как несоответствующие представлениям и 1 Солодникова И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разн этапах жизни // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 33.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz