Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
145 цепции "нормализации", в основе которой находится идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть более при ближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они прожи вают. Понятие "нормализация" используется в международной терминоло гии и отражает политику государства по отношению к инвалидам в облас ти обслуживания, образования, трудовой деятельности, образа жизни. Этот термин содержит в себе социализационный, адаптационный и реабилита ционный аспекты интеграции инвалидов, поскольку позволяет реализовать их компенсаторные возможности, а также осуществлять переориентацию общественного мнения. Социальная интеграция инвалидов, однако, не происходит автомати чески. Усилия социальных институтов, организаций и их специалистов не означают немедленной интеграции лиц с ограниченными возможностя ми в социум. Между субъектами и объектами могут возникнуть рассогла сования различного характера. С этой точки зрения важными становятся самоидентификация и сходство позиций субъектов и объектов интеграции. Сходство позиций возможно, когда адекватно соотносятся желания, по требности и возможности. Высокая степень согласованности и непосред ственная взаимосвязь субъектов и объектов позволяют решать самые сложные реабилитационные проблемы - нравственные, правовые, меди цинские и другие. Социальная интеграция инвалидов, таким образом, невозможна без социального согласия, которое может быть достигнуто на основе единства ценностей и норм, что должно осуществляться соци альными институтами в процессе социализации, адаптации, реабилитации инвалидов. Важнейшим основанием социальной интеграции человека с инвалид ностью является его успешная социализация, в ходе которой происходит усвоение инвалидами ценностей и норм, ролей и функций, получение определенного социального опыта, который в конечном итоге и создает личность. В процессе социализации важнейшим фактором является социальная активность личности, которой зачастую лишены лица с инвалидностью. Поэтому вполне оправданным и закономерным выглядит принятое в соци альной психологии определение социализации как двустороннего процес са, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социально го опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных свя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz