Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.

144 Отвечая на вопрос, в какой мере необходимо интегрировать молодое поколение с инвалидностью в жизнедеятельность общества, основная часть респондентов указала на необходимость их социальной интеграции, однако 18,1 % совершеннолетних граждан (21,3 % граждан и 13,4 % спе­ циалистов) и 14,5 % учащихся полагают, что данных детей необходимо скорее изолировать от общества. Средний балл ответов по десятибалльной шкале, где 10 баллов означает полную интеграцию, школьников составил 8,26; совершеннолетних граждан - 8,08; специалистов - 8,47. При ответе на этот вопрос родителей инвалидов средний балл ответов составил 9,5 баллов. Меру участия в жизни общества своих детей родители оценили в среднем на 4,7 балла. Характерными проблемами лиц с инвалидностью, способствующими исключению их из объективной и актуальной социальной реальности, яв­ ляются: неоправданное ограничение поля социализации данных лиц, стиг­ матизация, эмоциональная перегрузка данных лиц, связанная с неприяти­ ем, изоляцией и насилием, характерный жизненный стиль, не направлен­ ный на вклад в общество, что ограничивает их социальные сети и связи, снижает самооценку и не способствует саморазвитию, экономическая за­ висимость, снижающая их социальный статус и усиливающая жизненные ограничения1. В данном аспекте необходимо отметить, что проблемы со­ циальной интеграции на сегодняшний день решаются в основном через призму самого человека с отклонениями в развитии. Таким образом, обна­ руживается острое противоречие между объективной необходимостью преодолеть социальную изоляцию детей с отклонениями в развитии и от­ сутствием условий для формирования готовности к адекватному их вос­ приятию и поддержки со стороны различных социальных институтов и общества в целом. Как известно, потребности, интересы, цели, ценности и другие субъ­ ективные характеристики формируются в деятельности, поэтому основ­ ным принципом социальной интеграции можно считать успешное участие инвалида в качестве полноценной личности в жизни общества. Принцип полноценного участия инвалида в общественной жизни базируется на кон­ 1Маслова Т. Ф., Шаповалов В. К., Ткаченко В. С. Концепция исследования инте­ грации людей с инвалидностью в общество // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество: теория и практик / под ред. В. К. Шаповалова. М. : Муравей, 2006. С. 75.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz