Жигунова, Г. В. Ювенальная инвалидность в России / Г. В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т"]. - Мурманск : МГТУ , 2012. - 250 с. : ил., табл.
143 инвалидам следует предоставлять равные возможности, и что они не должны подвергаться дискриминации. Таким образом, наиболее суще ственным фактором, определяющим успешность интеграционного процесса, является готовность общества понимать и разделять личные проблемы че ловека с особенностями развития. Последствия социальной изоляции осо бенно опасны для детей, поскольку отклонения в развитии в детском воз расте накладывают ограничения и на процесс формирования личности. В ходе социологического исследования, проведенного автором в 2008 году среди населения Мурманской области в возрасте от 7 до 75 лет, пред ставленного учащимися учебных образовательных учреждений, их роди телями, специалистами социальных учреждений, а также родителей детей- инвалидов, были выявлены мнения относительно социальной интеграции детей с инвалидностью в общество. В качестве метода исследования было использовано раздаточное анкетирование. Выборка стихийная, ею охваче но 1106 человека. Среди учащихся образовательных учреждений было оп рошено 518 человек от 7 до 18 лет. Среди взрослого населения - 520 чело век от 18 до 75 лет (из них 210 специалистов учреждений социальной сфе ры и 310 родителей и близких людей учащихся средних образовательных учреждений). Было также опрошено 68 родителей детей-инвалидов (см. приложения А, Б). На эмпирическом уровне было выявлено, в частности, что все катего рии лиц достаточно редко встречают детей с ограниченными возможно стями здоровья в общественных местах (56,5 % школьников, 62,8 % со вершеннолетних граждан, из которых 62,9 % специалистов, 62,6 % прочих граждан) (см. гистограмму 1 приложения В). По результатам опроса роди телей детей с инвалидностью выявлено, что 42,6 % детей с ограниченными возможностями здоровья действительно крайне редко бывает в общест венных местах и лишь 28 % - достаточно часто. Среди знакомых дети или молодые люди с ограниченными возможно стями здоровья имеются у 25,5 % опрошенных школьников, не имеют таких знакомых 65,3 %, и затруднились ответить 8,9 % респондентов (см. гистограмму 2 приложения В). 82,3 % детей респондентов обучается в специализированных учреждениях, потому они вынуждены чаще всего общаться со сверстниками со схожими нарушениями здоровья, либо с кру гом родных и близких людей. Со здоровыми сверстниками общение имеют дети у 6,7 % опрошенных родителей, и со здоровыми, и с больными - 47,2 % (см. диаграмму 1 приложения В).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz