Жигунова, Г. В. Социальная идентичность молодежи Мурманской области // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, М-во образования и науки Мурм. обл. [и др]. - Мурманск, 2013. - С. 120-124.

права выбора власти», «я гражданин, который обладает правами, закреп­ ленными конституцией, но которые постоянно нарушаются» и т.п. В отдельную категорию ответов были выделены идентичности по отсутствию собственных достижений или социальной значимости (60). Ре­ спонденты указали, что в обществе они не играют никакой роли, от них ничего не зависит, до них никому нет дела. «Кто я в обществе? - пишет один из опрошенных. - Никто!». «По сути, я маленький винтик, никчем­ ный, - читаем в другом случае. - Нужно рассчитывать только на себя, про­ биваться самому, никому нет дела до моих затруднений». Другие высказы­ вания созвучны приведенным: «я незаметная единица общества, невидим­ ка для сильных мира сего»; «наверно, я не буду никогда услышанным, да­ же если мои идеи прекрасны»; «я шестеренка в механизме под названием общество»; «я еще один ресурс у государства, которому плевать на меня»; «я - пешка»; «моя общественная роль невелика» и т.п. На последних местах - идентичности по признаку гендерной (27), массовой (9), возрастной (7), территориально-поселенческой (2), этниче­ ской (1) и религиозной (1) принадлежности. Таким образом, основная часть молодежи Мурманской области име­ ет позитивные социальные ориентации и занимает активную гражданскую позицию. Данные молодые люди являются заботливыми членами семьи, хорошими друзьями и товарищами, ответственными работниками, нерав­ нодушными гражданами, они хотят вносить свой вклад в общественное процветание и верят, что в результате их активной социальной позиции могут произойти положительные перемены в регионе и стране. В 96-ти случаях респонденты имеют пессимистические настроения относительно своего положения в обществе, не видят своей значимости, имеют неудо­ влетворенность или разочарование по поводу одиночества, непонимания, отсутствия работы, признания или возможности реализовать свои граж­ данские права. Вместе с тем, молодежь только вступает в трудовую и общественную жизнь, она еще не полностью включена в социально-экономические, идей­ но-политические, семейно-бытовые процессы. На этом фоне особенно тре­ вожным становится распространение среди российской молодежи ком­ плексов гражданской и социальной неполноценности. Все это указывает на необходимость решения задач по формированию жизнеспособного моло­ дого поколения посредством воспитания ответственности молодежи за бу­ дущее государства; осуществления дальнейших мер социальной политики в искоренении бедности, нищеты и социально-экономического неравен­ ства; оказании поддержки в трудоустройстве, в трудных жизненных ситу­ ациях, в информационном обеспечении. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz