Жигунова, Г. В. Социальная идентичность молодежи Мурманской области // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, М-во образования и науки Мурм. обл. [и др]. - Мурманск, 2013. - С. 120-124.

Высокий уровень идентичности у респондентов по профессиональ­ но-производственному признаку: с коллегами по работе, товарищами по учебе; людьми своей профессии (178). В 8-ми случаях опрошенные выска­ зали свои надежды на будущее трудоустройство и профессиональную са­ мореализацию. «Я будущий специалист, надежда и опора страны!», - пи­ шет один из респондентов в данной связи. В 5-ти случаях имеет место от­ рицательная профессиональная идентичность, в частности: «я - невостре­ бованный специалист», «я - человек с высшим образованием, безуспешно пытающийся найти достойную работу». Значительное место в структуре идентичностей молодежи занимают отождествления по признакам поведенческих стратегий, по ценностным и политическим ориентациям (139). «Я активный член общества, пытаю­ щийся внести свой небольшой вклад в развитие и улучшение социальной сферы в своем городе», «я человек, который сделает этот мир счастливее, добрее», «в обществе я человек, который готов прийти на помощь в нуж­ ный момент», «я человек, который всегда пытается сделать мир лучше. Может сейчас прозвучит крайне пафосно, но в обществе я один из милли­ онов борцов за справедливость, добро и порядок», - пишут молодые люди. В подавляющем большинстве случаях молодые люди демонстрируют ак­ тивную гражданскую позицию, желание внести вклад в общественное процветание и гармонизацию общественных отношений. Однако наряду с приведенными представлениями в 15-ти случаях присутствуют негативные и индифферентные настроения: «общество и я идём разными путями»; «я делаю свое дело и не лезу в чужие», «я тот, кто может не поддаваться об­ щим тенденциям», «я в обществе улыбаюсь и не порчу отношения», «я сам за себя», «я не принадлежу обществу, я принадлежу себе, я сам по себе» и т.п. Приведенные ответы указывают на отрицательный опыт социальных взаимодействий, на низкий уровень социального доверия и ориентирован­ ность молодых людей исключительно на собственные силы. В самоопределениях молодых людей далее следуют идентичности по социальному положению и статусно-имущественному признаку (123). Ре­ спонденты в основном осознают себя достигшими определенного устой­ чивого социального положения. В 10-ти случаях респонденты считают се­ бя деструктивными или низкостатусными элементами общества, называя себя маргиналами, иждивенцами, безработными, малоимущими, обузой для государства, не приносящими никакой материальной пользы обществу и т.д. По критерию гражданства идентичность отмечена в 70-ти случаях. Это такие ответы, как: «я - представитель активной граждански настроен­ ной части молодежи», «я - неравнодушный гражданин», «я - порядочный гражданин». В 9-ти случаях имеют место патриотические чувства к стране, родине. В 6-ти случаях отмечена негативная гражданская идентичность: «я гражданин страны, которую разворовали», «я гражданин, которого лишили 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz