Жигунова, Г. В. Социальная идентичность молодежи Мурманской области // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, М-во образования и науки Мурм. обл. [и др]. - Мурманск, 2013. - С. 120-124.

емственность ее истории и культуры, воспроизводство последующих по­ колений. В данной связи можно заключить, что от позиций молодою по­ коления зависит социальное развитие всего общества. Безусловно, динамичное развитие Мурманской области требует ак­ тивного включения молодежи во все сферы общественной жизни. Дости­ жению этой цели способствует создание условий для успешного развития потенциала и интеграции молодежи в экономическую, культурную и об­ щественно-политическую жизнь города. Не последнее место в данном процессе занимает социальная иден­ тичность молодых людей, которая выступает как следствие их самоопре­ деления и осознания своего места в социальном пространстве. Понимание себя, своего места в мире, в сложной системе социальных и межличност­ ных отношений является необходимым условием формирования личности молодых людей. В зависимости от того, как оценивают свое социальное положение и личностные свойства молодые люди, включая социоролевые, нравственные, психологические, физические и иные качества, осуществля­ ется их самопозиционирование в обществе. В ходе исследования «Удовлетворенность молодежи Мурманской области условиями социализации и самореализации», выполненного Науч- но-исследовательской лабораторией социологических исследований Мур­ манского государственного гуманитарного университета в январе - февра­ ле 2013 года с участием автора, был выявлен характер идентичностей мо­ лодых людей Мурманской области. Всего опрошено 683 человека в воз­ расте от 14 до 29 лет. В выборку вошли представители всех муниципаль­ ных образований Мурманской области. Респонденты в данной связи должны были ответить на вопрос. «Кто Я в обществе?». Полученные ответы были распределены по группам, соот­ ветствующим личностным или социальным идентичностям. Личностную идентичность (всего 336 характеристик) составили осо­ бенности социально-психических качеств и свойств личности (251 наиме­ нование), индивидуальный стиль поведения («я человек слова и дела», «я люблю заниматься спортом», 82 наименования) физические характеристи­ ки («я - брюнетка», «я - спортивного телосложения человек», 3 наимено­ вания). К социальной идентичности были отнесены место в той или иной группе, социальные роли и статусы (всего 921 характеристика). В структу­ ре идентичностей молодых людей доминируют социальные характеристи- В большей мере молодые люди отождествляют себя со своим бли­ жайшим окружением - семьей и друзьями (304). Они осознают себя в первую очередь сыновьями, дочерьми, супругами, родителями, друзьями. В значительной мере молодые люди осознают себя и частью боль­ ших социальных общностей и групп - всего человечества и общества (204). 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz