Жигунова, Г. В. Социальная идентичность молодежи Мурманской области // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, М-во образования и науки Мурм. обл. [и др]. - Мурманск, 2013. - С. 120-124.
емственность ее истории и культуры, воспроизводство последующих по колений. В данной связи можно заключить, что от позиций молодою по коления зависит социальное развитие всего общества. Безусловно, динамичное развитие Мурманской области требует ак тивного включения молодежи во все сферы общественной жизни. Дости жению этой цели способствует создание условий для успешного развития потенциала и интеграции молодежи в экономическую, культурную и об щественно-политическую жизнь города. Не последнее место в данном процессе занимает социальная иден тичность молодых людей, которая выступает как следствие их самоопре деления и осознания своего места в социальном пространстве. Понимание себя, своего места в мире, в сложной системе социальных и межличност ных отношений является необходимым условием формирования личности молодых людей. В зависимости от того, как оценивают свое социальное положение и личностные свойства молодые люди, включая социоролевые, нравственные, психологические, физические и иные качества, осуществля ется их самопозиционирование в обществе. В ходе исследования «Удовлетворенность молодежи Мурманской области условиями социализации и самореализации», выполненного Науч- но-исследовательской лабораторией социологических исследований Мур манского государственного гуманитарного университета в январе - февра ле 2013 года с участием автора, был выявлен характер идентичностей мо лодых людей Мурманской области. Всего опрошено 683 человека в воз расте от 14 до 29 лет. В выборку вошли представители всех муниципаль ных образований Мурманской области. Респонденты в данной связи должны были ответить на вопрос. «Кто Я в обществе?». Полученные ответы были распределены по группам, соот ветствующим личностным или социальным идентичностям. Личностную идентичность (всего 336 характеристик) составили осо бенности социально-психических качеств и свойств личности (251 наиме нование), индивидуальный стиль поведения («я человек слова и дела», «я люблю заниматься спортом», 82 наименования) физические характеристи ки («я - брюнетка», «я - спортивного телосложения человек», 3 наимено вания). К социальной идентичности были отнесены место в той или иной группе, социальные роли и статусы (всего 921 характеристика). В структу ре идентичностей молодых людей доминируют социальные характеристи- В большей мере молодые люди отождествляют себя со своим бли жайшим окружением - семьей и друзьями (304). Они осознают себя в первую очередь сыновьями, дочерьми, супругами, родителями, друзьями. В значительной мере молодые люди осознают себя и частью боль ших социальных общностей и групп - всего человечества и общества (204). 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz