Жигунова, Г. В. Положение лиц с инвалидностью в Мурманской области // Современные вызовы и угрозы развитию Мурманской области: региональный атлас / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск, 2014. - С. 121-128.

РАЗДЕЛ 3: ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ СОЦИАЛЬНОМУ БЛАГОПОЛУЧИЮ И ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ Ъ) более слабое по сравнению со здоровыми людьми состояние здоровья. Инвалиды более уязвимы перед вторичными патологическими состояниями и возрастными за­ болеваниями. неразвитость социальной инфраструктуры, препятствующей независимой жизни лиц с двигательными нарушениями. Ъ) недоступность большинства видов профессиональной деятельности, форм прове­ дения досуга и многих видов повседневных практик. неудовлетворительное материальное положение инвалидов и членов их семей, связанное с отсутствием работы, высокими расходами на лечение, медикаменты, спе­ циальные приспособления. Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, может быть предоставлена единовременная материальная помощь. Кроме того, лица с инвалидностью обеспечиваются лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, могут получать адресную соци­ альную помощь. Ежегодно в бюджете Мурманской области предусматривается на оказание адресной государственной социальной помощи 166,3 млн. руб. [8, с. 12] Еще одна проблема людей с инвалидностью — трудоустройство и успешная про­ фессиональная деятельность. На данный момент не существует законов, ограничивающих инвалидов по должностям, которые они могут занимать. Инвалид равен в своих правах со всеми, а группа инвалидности свидетельствует лишь об объеме обязанностей государства и работодателей при реализации его права на труд. В Мурманской области ежегодно в службу занятости обращаются свыше 2 тыс. инва­ лидов. Около 60% зарегистрированных безработных инвалидов не имеют профессиональ­ ного образования, а профессиональный состав остальных характеризуется низким уровнем профессиональной квалификации, что затрудняет их трудоустройство. До 50% обративших­ ся инвалидов имеют 1-2 группу инвалидности и рекомендации органов медико-социальной экспертизы о работе на дому или на специализированных предприятиях общественных ор­ ганизаций инвалидов. При этом спрос на надомную работу на рынке труда Мурманской об­ ласти практически отсутствует (1-2 вакансии в год) [4]. Содействие занятости инвалидов в пределах полномочий субъекта РФ в Мурманской области осуществляется в рамках Постановления Правительства Мурманской области от 06.10.2005 № 375 — ПП «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудо­ устройства инвалидов на территории Мурманской области». В соответствии с региональным законодательством о социальной защите, поддержке инвалидов для организаций Мурман­ ской области, независимо от правовых форм собственности, в настоящее время установлена квота рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Она составляет 2% от среднесписочной численности работников более 100 человек.13 Стоит отметить, что в 1 квартале 2013 года в службу занятости населения Мурманской области в поисках подходящей работы обратилось 408 инвалидов, из них 152 женщины. Приступили к профессиональному обучению и переподготовке 52 инвалида по профессиям: оператор компьютерной графики, кладовщик, делопроизводитель, охранник, техник-сметчик, 1-С бухгалтерия, социальный работник и другим [9]. Итак, сложность трудовой занятости инвалидов состоит в особых условия труда и огра­ ниченных видах трудовой деятельности. Важнейшей проблемой инвалидов является получение образования на всех уров­ нях -— общего среднего, специального, высшего. Проблема образования инвалидов являет­ ся ключевой для интеграции их в общество. В Мурманской области образовательная подготовка детей с проблемами здоровья в регионе осуществляется в 14 специальных (коррекционных) учреждениях — 3 государствен­ ных и 11 муниципальных. Из них: ^ 10 школ-интернатов (8 — для детей с нарушениями интеллекта, 1 — для детей с на­ рушением слуха и зрения, 1 — для детей с тяжелыми нарушениями речи); 4 специальных (коррекционных) школы (2 — для детей с нарушениями интеллекта, 1 — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 1 — для детей с нару­ шением зрения, нарушениями интеллекта, тяжелыми нарушениями речи). В настоящее время размер квоты устанавливается субъектом РФ самостоятельно в пределах от 2 до 4% к среднесписочной численности работников в организациях с численностью более 100 человек.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz