Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.
Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью 87 Решение поставленных задач основывалось на применении междисциплинарного подхода в исследовании, интегрирующего социально-философские, социологические и психологические аспекты исследуемой проблемы. Теоретической моделью иссле дования выступила системная модель социального конструиро вания ювенальной инвалидности, в рамках которой формируется социальная идентичность людей с инвалидностью, посредством институциональных и социально-психологических факторов жизни инвалидов в обществе. Значимыми для эмпирического ис следования стали конструктивистский, деятельностно-активист ский и драматургический подходы, рассмотренные в первой гла ве работы. Для выявления идентичности инвалидов ювенальной катего рии на эмпирическом уровне на первом этапе был использован тест М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?», в ходе которого ре спондентам предлагалось дать ряд самоопределений себя само го в свободной форме. Примененная методика измерения иден тичности опирается на самоописание респондентов. При этом следует иметь в виду, что самоописание —это то. что человек говорит о себе, но не всегда то. что он есть на самом деле. Сте пень. в которой респондент способен отразить реальность своей Я-концепции. определяется следующими факторами: ясностью индивидуального самосознания: наличием адекватных символов для его выражения; готовностью индивида к сотрудничеству : со циальными ожиданиями: личной адекватности индивида: отсут ствием ощущения угрозы у респондента в ситуации самоописа- ния. Указанные параметры были учтены в ситуации отбора ре спондентов и проведения опроса.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz