Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.
Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью 71 Во-первых, это эмоционально наиболее удовлетворенные лети, приходящие из таких семей, где родители внимательны, но и требовательны, а вместе с тем прислушиваются к мнению де тей. У ребенка в этой ситуации сформировано осознание своей ценности и права голоса, что облегчает адаптацию к школе. Во-вторых, это угрюмые, недоверчивые одиночки, которые в семье испытали на себе жесткие методы воспитания со стороны родителей, отсутствие привязанности со стороны членов семьи. Таким детям свойственна пассивность в отношениях со школь ным коллективом, глубокая убежденность в абсолютной власти взрослых и, соответственно, отсутствие желания каким-то обра зом заявлять о своих правах. В-третьих, это инфантильные, несамостоятельные, не умею щие себя контролировать дети как результат воспитания любя щей, нетребовательной матерью и безвольным отцом с его не определенной позицией по отношению к ребенку. Таким детям свойственна неясность своей роли в школе и отсюда - неумение ставить определенные цели и достигать их. В каждом из трех случаев существует специфическое соот ношение ценностей семьи и школы, что не может не обусловить и специфику поиска идентичности.81 Особую роль в формировании идентичности в школе играют группы сверстников как первая свободно избранная ребенком группа, в отличие от семьи и группы учителей. С каждым годом роль и значение сверстников в процессе социализации повыша ется. Сверстники учатся другу друга самопрезентации, распозна 1,1 Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект- Пресс, 2004. С. 234.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz