Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.

Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью 69 Больной ребенок требует гораздо больше, чем здоровый, ма­ териальных, душевных и физических затрат. 11екоторые родители дефект своего ребенка воспринимают как собственную неполно­ ценность, ущербность, проявляющуюся в виде переживания острого чувства вины, вины перед ребенком и окружающими их людьми.74 Люди, воспитывающие ребенка-инвалида. становятся избирательными в общении, они сужают круг своих знакомых и чаще всего ограничиваются общением с родственниками. Им за­ частую некогда думать о своих интересах и потребностях, что, в свою очередь, усиливает психологический дискомфорт и от­ рицательно сказывается на психическом развитии и социальной адаптации ребенка с инвалидностью. Не всегда благоприятной для детей бывает и обратная ситуа­ ция в семье, при которой ребенка с инвалидностью любящие ро­ дители чрезмерно опекают, стремятся оградить от ответственных решений, забот и тягот. «Гуманизм» такого подхода кажущийся: тепличное воспитание на фоне лишений, испытываемых родите­ лями. формирует не только эгоистическую позицию ребенка, но и разоружает его перед трудностями жизни. Кроме того, у ребенка формируется ложная картина мира, в котором ребенок неадек­ ватно самооценивает себя и претендует на роль, не совместимую с его реальными возможностями и способностями. Все это указывает, что существуют многообразные трудности в семьях с детьми-инвалидами, усложняющие процесс социали­ зации, и требующие решения на различных уровнях и в различ­ Муравей, 2006. С. 68. 7" Ярославцев И.В. Детская инвалидность и семья. М.: Прогресс, 2008. С. 245.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz