Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.

Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью 51 устойчивый образ какой-либо социальной группы или общности, распространяемый на всех ее представителей. Другими словами, социальные стереотипы - это представления о характеристиках, свойствах и поведении членов определенных социальных групп, ведущие ее упрощению социальной реальности и порождающие предрассудки. Поскольку стереотипы - это разделяемые людьми образы социальных групп, постольку любой анализ стереотипов должен исследовать межгрупповые отношения и коллективное самоопределение людей как членов определенной социальной группы. Взаимосвязь между идентичностью и стереотипами рассма­ тривается И. Гофманом в теории стигматизации. Стигма (отгреч.— метка) означает очевидные социальные признаки, при наличии которых люди исключаются из числа нормальных. Что может быть стигмой - зависит от конкретного общества, но стигма всег­ да связана с дискриминацией человека. Примером явной стигмы может быть заметная инвалидность. Стигматизированные инва­ лиды стремятся положить конец своей дискриминации и для это­ го применяют различные техники поведения. Можно скрывать свою инвалидность, но можно, наоборот, выставлять ее напо­ каз, так что она становится нормальным условием нормального поведения. Примером такой, на первый взгляд, парадоксальной поведенческой стратегии может служить желание инвалида за рулем специального автомобиля для инвалидов быть идентифи­ цированным в качестве инвалида, чтобы иметь место для стоянки автомобиля. Этот пример иллюстрирует двойственную функцию техник восстановления ущербной идентичности: они служат как Для укрепления и восстановления собственной идентичности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz