Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.
Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью 49 носительно окружающего мира. Во-вторых, формирование по зитивной идентичности предполагает сравнение своей группы с другими группами - позитивными и негативными. В-третьих, для успешного сравнения и дифференциации от других групп берутся во внимание отличительные черты «своей» и «чужих» групп. В-четвертых, на характер дифференциации влияет степень идентификации себя со своей группой; ситуация, в которой срав нение очевидно; релевантность сравнения (т.е. сравнение себя и своей группы с близкими); значимость признаков, по которым осуществляется сравнение. При негативной оценке своей группы возникает намерение индивида покинуть ее и примкнуть к дру гой группе. В совокупности все эти следствия означают, что для человека всегда характерно стремление сохранить позитивную социаль ную идентичность, и тем самым обеспечить гармонию образа социального Я. В этом случае и мир будет восприниматься как сбалансированный, находящийся в «соответствии». Вели же воз никает дисгармония собственного образа и окружающего мира, то это препятствует адекватному поведению в этом мире, а сам образ социального мира начинает разрушаться. Так, в условиях радикальных социальных преобразований и часто сопутству ющей им нестабильности общества возникает кризис идентич ности. Его можно определить как особую ситуацию массового сознания (и. естественно, сознания отдельного индивида), когда большинство социальных категорий, посредством которых чело век определял себя и свое место в обществе, кажутся утратив шими свои границы и свою ценность. Одновременно происхо дит и переоценка своей группы принадлежности, и своего места
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz