Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.

Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью 49 носительно окружающего мира. Во-вторых, формирование по­ зитивной идентичности предполагает сравнение своей группы с другими группами - позитивными и негативными. В-третьих, для успешного сравнения и дифференциации от других групп берутся во внимание отличительные черты «своей» и «чужих» групп. В-четвертых, на характер дифференциации влияет степень идентификации себя со своей группой; ситуация, в которой срав­ нение очевидно; релевантность сравнения (т.е. сравнение себя и своей группы с близкими); значимость признаков, по которым осуществляется сравнение. При негативной оценке своей группы возникает намерение индивида покинуть ее и примкнуть к дру­ гой группе. В совокупности все эти следствия означают, что для человека всегда характерно стремление сохранить позитивную социаль­ ную идентичность, и тем самым обеспечить гармонию образа социального Я. В этом случае и мир будет восприниматься как сбалансированный, находящийся в «соответствии». Вели же воз­ никает дисгармония собственного образа и окружающего мира, то это препятствует адекватному поведению в этом мире, а сам образ социального мира начинает разрушаться. Так, в условиях радикальных социальных преобразований и часто сопутству­ ющей им нестабильности общества возникает кризис идентич­ ности. Его можно определить как особую ситуацию массового сознания (и. естественно, сознания отдельного индивида), когда большинство социальных категорий, посредством которых чело­ век определял себя и свое место в обществе, кажутся утратив­ шими свои границы и свою ценность. Одновременно происхо­ дит и переоценка своей группы принадлежности, и своего места

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz