Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.

48 Жигунова Г. В. целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать на буду­ щее.55 Юношеский возраст (от 18 до 21 года) связан с продолжаю­ щимся процессом идентичности, проблемами самоопределения в профессиональном, дружеском плане, соизмерения возможно­ стей с желаниями в получении профессии, самореализации твор­ ческого потенциала. Молодежный возраст (от 22 до 29 лет) - это период решения вопросов трудоустройства, вхождения в новые организации, кол­ лективы, создания семьи, рождения детей. Особенности заболевания, приведшего к инвалидности, на­ кладывают свой отпечаток на каждый рассматриваемый возраст­ ной период. В одном случае в молодежном возрасте имеется воз­ можность отделения от родительской семьи и самостоятельного обеспечения, в другом -- речь может не идти о самоопределении в случае зависимости от третьих лиц в жизнедеятельности. Ха­ рактерной особенностью всех этапов является перетекание одних проблем в другие, их наслоение при нерешенности трудностей предыдущего этапа и нарастание дезадаптации. Формирование идентичности определяется процессом по­ знания человеком социального мира через определение своего места в нем. При этом индивиды, во-первых, всегда стремятся к сохранению позитивной идентичности как фактора стабильно­ го и надежного мира. Напротив, утрата позитивной идентичности не только дезорганизует собственный внутренний мир человека, но, как правило, приводит и к дезорганизации впечатлений от­ 5 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Л.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. С. 15.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz