Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.

Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью 47 с другими» при возможном сохранении дистанции. Этот пери­ од совпадает с важными событиями в жизни молодого человека: с поиском друга, спутника жизни или старшего, авторитетного товарища. Следует также отметить признаки достижения идентичности. Э. Эриксон указывает в этой связи, что «оптимальное чувство идентичности переживается просто как чувство психосоциаль­ ного благополучия. Его наиболее очевидным спутником являет­ ся ощущение «себя в своей тарелке» и внутренняя уверенность в признании со стороны авторитетов».54 Основываясь на приведенной периодизации взросления Э. Эриксона, можно представить «Я -концепцию» представителей ювенальной инвалидности, обуславливающей становление иден­ тичности, следующим образом: Дети раннего возраста (до 12 лет включительно) испытывают трудности, связанные с первичной социализацией, овладением навыками самообслуживания, самостоятельности, взаимодей­ ствием с другими людьми, игровой, учебной деятельностью. Па этом этапе формируется доверие к миру, чувства уверенности в себе или, наоборот, неполноценности. Дети подросткового возраста (от 13 до 17 лет) имеют труд­ ности в самоопределении, самоидентификации, самопозициони- рования перед своими сверстниками. Это период приобретения чувства идентичности. 11еред подростком стоит задача объедине­ ния всего, что он знает о себе самом как сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и пр. Все это он должен объединить в единое 54 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Д.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. С. 175.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz