Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.

46 Жигунова Г. В. безвыходность, разочарование («мудрость» ).^ В этой периодизации особенно важны переходы от одной стадии к другой, когда проявляется «кризис идентичности». Две такие узловые точки Э. Эриксона приходятся на ювенальный пе­ риод. Первый кризис происходит на подростковой стадии, ког­ да наблюдаются два механизма формирования идентичности: а) проецирование вовне смутных представлений о своей идеаль­ ности («сотворить себе кумира»); б) негативизм по отношению к «чужому», подчеркивание «своего» (боязнь обезличенности, усиление своей «непохожести»). Когда молодой человек не готов осуществить выбор идентичности, у него наступает «психосоци­ альный мораторий» - продление переходного периода. Здесь и возможен кризис идентичности, проявляющийся в утрате чувства дома, психологического благополучия и т.п. «Отрочество можно считать полностью завершившимся только тогда. - указывает Э. Эриксон, - когда индивид подчинит свои детские идентифика­ ции новому виду идентификации, достигнутому в ходе социали­ зации и соперничества со сверстниками. Эти новые идентифика­ ции уже не отличаются «игривостью» детства и экспериментами юности: они с поразительной настойчивостью принуждают мо­ лодого человека к выбору и волевому решению, с возрастающей непосредственностью ведут к жизненным свершениям».^ Радикальный перелом наступает при переходе к стадии «мо­ лодость»: возникает желание «смешивать свои идентичности 52 См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: перевод с англ общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. С. 103. 5JЭриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. С. 166.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz