Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.

Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью 35 Таким образом, фокус исследования идентичности П. Бер­ гером и Т. Лукманом смещается на процесс социализации лич­ ности. П. Бергер и Т. Лукман делают акцент на коммуникатив­ н ы е с и с т с м р ,1. как содержащие социальный запас знаний («схе­ мы типизации повседневной жизни»). Учеными определено, что успешность социализации подразумевает установление высокого уровня симметрии между идентификацией человека, самоиден­ тификацией и значимыми другими. В процессе социализации человек овладевает социальны­ ми ролями. В данной связи П. Бергер и Т. Лукман отмечали, что идентичность закрепляется за каждой социальной ролью, кото­ рую играет человек; она также соответствует поведению челове­ ка. а поведение является ответом на специфическую социальную ситуацию.39 Предельное выражение этой точки зрения мы находим у И. Гофмана, который рассматривал идентичность в условиях множественности социальных ролей. И. Гофман полагал, что идентификация с ролью осуществляется под влиянием стереоти­ пов, которые действу ют как социальные нормы. И. Гофман в своих работах показывает, с одной стороны, как люди пытаются сохранить свою личность в повседневной жиз­ ни. С другой, как общество и социальные институты формируют идентичность человека на исполнение определенных функций. В своей книге «Представление себя другим в повседневной жизни» (1959 г.) И. Гофман отмечает, что люди в процессе взаимо- 34 Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая пер­ епеки ива / пер. с англ. О.А. Оберемко; пол ред. Г.С. Батыгина. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 96.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz