Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.

24 Жигунова Г В Однако традиционные для современной психолог ии трактов­ ки личностной идентичности как набора характеристик, отлича­ ющих данного человека от других людей, и социальной идентич­ ности как результата осознания своей групповой принадлежности с принятием типичных для этой группы черт предполагает проти­ вопоставление этих аспектов идентичности, где она рассматрива­ ется в виде разных полюсов развития личности. Именно в этом аспекте исследует идентичность в своих работах основополож­ ник теории социальной идентичности Г. Тэджфел, считающий, что для достижения позитивной самооценки человек использует либо межгрупповые (социальную идентичность), либо межлич­ ностные формы взаимодействия (личностную идентичность), которые, таким образом, становятся противоположными друг другу. В работах Дж. Тернера личностная и социальная иден­ тичности также противопоставляются друг другу как различные уровни когнитивной категоризации человека. Аналогичная тен­ денция прослеживается и в современных когнитивно-ориен тиро­ ванных исследованиях социальной идентичности (М. Яромовиц). Вместе с тем, анализ концепций сторонников теории социальных представлений (С. Московичи), символического интеракциониз- ма Дж. Г. Мида, Ч. Кули, Дж. Болдуина и других ученых показал, что личностная и социальная идентичности находятся в процессе непрерывного систематического взаимодействия и их не следует противопоставлять. Для их подходов характерно рассмотрение идентичности как динамического процесса, ключевым моментом которого является акт ивность личности, проявляющаяся во взаи­ модействии с друг ими людьми. Таким образом, Э. Эриксоном заложено представление о пер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz