Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.
24 Жигунова Г В Однако традиционные для современной психолог ии трактов ки личностной идентичности как набора характеристик, отлича ющих данного человека от других людей, и социальной идентич ности как результата осознания своей групповой принадлежности с принятием типичных для этой группы черт предполагает проти вопоставление этих аспектов идентичности, где она рассматрива ется в виде разных полюсов развития личности. Именно в этом аспекте исследует идентичность в своих работах основополож ник теории социальной идентичности Г. Тэджфел, считающий, что для достижения позитивной самооценки человек использует либо межгрупповые (социальную идентичность), либо межлич ностные формы взаимодействия (личностную идентичность), которые, таким образом, становятся противоположными друг другу. В работах Дж. Тернера личностная и социальная иден тичности также противопоставляются друг другу как различные уровни когнитивной категоризации человека. Аналогичная тен денция прослеживается и в современных когнитивно-ориен тиро ванных исследованиях социальной идентичности (М. Яромовиц). Вместе с тем, анализ концепций сторонников теории социальных представлений (С. Московичи), символического интеракциониз- ма Дж. Г. Мида, Ч. Кули, Дж. Болдуина и других ученых показал, что личностная и социальная идентичности находятся в процессе непрерывного систематического взаимодействия и их не следует противопоставлять. Для их подходов характерно рассмотрение идентичности как динамического процесса, ключевым моментом которого является акт ивность личности, проявляющаяся во взаи модействии с друг ими людьми. Таким образом, Э. Эриксоном заложено представление о пер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz