Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.

Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью 181 можно трактовать по-разному. С одной стороны, обще­ известно, что в процессе социализации институт семьи играет важнейшую роль в становлении личности ребенка и влияет на его идентичность. С другой стороны, можно говорить о невысокой роли институтов социальной защи­ ты, социального обслуживания, социального обеспече­ ния, здравоохранения, призванных обеспечить социаль­ ную интеграцию, в жизни людей с инвалидностью. * В «Я-концепции» молодых инвалидов преобладают пси­ хологические черт ы и мировоззренческие характеристи­ ки. Лица с инвалидностью позиционируют себя в боль­ шей мере с точки зрения «каков я?», наделяя себя соци­ ально-психологическими, нравственными и этическими качествами. Среди самоописаний детей и молодых людей с инвалидностью характеристики особенностей физиче­ ского развития, внешности и здоровья занимают одно из последних мест. Особого внимания заслуживает тот факт, что 13,5% респондентов считают себя здоровыми людь­ ми. Остальные, не называя себя здоровыми, не указывают и на факты болезни. Слова «инвалид», «больной», сло­ восочетание «человек с ограниченными возможностями здоровья» не нашли отражения в ответах респондентов. Часто оказываясь в социальной изоляции, остро нуждаясь в расширении круга общения, в дружеском участии, люб­ ви, лишь 3,6% респондентов ощущает себя одинокими, Никто из молодых людей не назвал себя ущербным, не­ счастным, ненужным, никчемным и т. д. Обычными людь­ ми себя считают 8,4% опрошенных молодых людей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz