Жигунова, Г. В. Социальная идентичность лиц с ювенальной инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. гуманитар. ун-т". - Saint Louis : Science & Innovation Center, 2012 (Красноярск : Тип. "ЛИТЕРА-принт"). - 205 с. : ил., табл.

180 Жигунова Г. В. мс как больных и неполноценных людей, в условиях неприспо­ собленной к их потребностям окружающей среды. Еще один зна­ чимый фактор формирования идентичности у данных лиц - спе­ цифические особенности и проявления заболевания, влияния де­ фекта на протекание познавательных и психических процессов, на двигательную активность и т.д. В результате действия этих факторов социальная идентичность инвалидов ювенальной кате­ гории может иметь следующие специфические характеристики: на когнитивном уровне происходит усвоение социальной роли «инвалид»; на эмоциональном уровне формируется негативное отношение к себе, проявляющееся в низкой самооценке, в убеж­ денности в собственной неполноценности, в обиде на жизнь; на уровне поведения появляются тенденции к взаимодействию с другими людьми с позиции «мне должны». Преодоление иден­ тификации себя в качестве «инвалидов» (неполноценных, сегре­ гированных субъектов) требует устранения барьеров и создания соответствующих условий для полноценного функционирования данных лиц в обществе. Исследование специфики идентичности представителей юве­ нальной инвалидности позволило прийти к следующим выводам: * Идентичности с малыми реальными группами занима­ ют лидирующее положение в структуре отождествлений и самоописаний респодентов. Институты семьи, друзей, школы, досуга, в которых реализуются интересы предста­ вителей ювенальной инвалидности, являются основными объектами их идентификации. Именно в рамках данных институтов строятся жизненные стратегии и осуществля­ ются их социальные практики. Полученные результаты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz