Жигунова, Г. В. Социальные проблемы города : [учебное пособие по дисциплине "Социальные проблемы города" для специальности 040101.65 "Социальная работа"] / Г.В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : МГТУ, 2009. - 107 с. : табл.
75 функциональные сообщества или формально-статусные группы. Легити мация норм приобретает формально-юридический характер. Так появляется Римское право, формируется правовое пространство городской жизни. Однако все ускоряющаяся социокультурная динамика порождает новые сообщества. Их нормативность в той или иной степени отличается от обще принятой или формально-легитимной. Речь идет о субкультурах и контр культурах. Модели поведения горожан. Существуют варианты реального поведе ния представителей одних и тех же статусных групп. В практике реального поведения горожан наблюдаются поступки, не соответствующие или не понятные с позиции конвенциональных норм, а также имеет место непред сказуемость поведения горожан. Специфика городских ситуаций и норма тивности порождают устойчивые ритуально-поведенческие комплексы, например, широко известен феномен городского карнавала (особенно бразильский, который в настоящий момент пытаются перенести в россий ские города), "поход по магазинам", "летние кафе" и т. п. Ритуально поведенческие комплексы нередко являются значимыми событиями город ской жизни, оказывающими влияние на личностные структуры горожан. Коммуникативное пространство города. В качестве самого общего понятия, выражающего структурный аспект коммуникации в городе, ис пользуется понятие "текста" как семантической структуры, концентри рующей в себе духовную жизнь города, являющейся субстратом социо культурного пространства. Представляется, что можно различать два уровня текстов. 1) Текст всей среды города в слитности территориального (культурный ландшафт) и пространственного (события духовной жизни) аспектов - семантика городской среды, смысловое звучание мест, "дух го рода" и его "настроение". 2) Тексты городских сообществ. Разные город ские сообщества говорят на разных языках. В структурно-семантическом плане существует традиция употребления и анализа тезауруса. Специфика восприятие городской среды различными сообществами анализируется че рез понятие дискурс. Непосредственным продуктом коммуникации, кото рым можно обменяться, является произведение, несущее отпечаток автора. Ментальное пространство города. Понятию "ментальность" нельзя дать однозначного социологического, психологического или философского определения (mentalite - фр. - склад ума, образ мыслей). Большинство лю дей в процессе повседневной жизни не ставит сознательных целей измене ния общества или создания истории. Люди думают о каждодневном, одна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz