Жигунова, Г. В. Социальные проблемы города : [учебное пособие по дисциплине "Социальные проблемы города" для специальности 040101.65 "Социальная работа"] / Г.В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : МГТУ, 2009. - 107 с. : табл.
73 людей взаимосбалансированы с материально-пространственными усло виями. Эти свойства городского пространства позволяют горожанину наи более эффективно и экономично, по сравнению с другими формами посе ления, найти удовлетворяющие его условия и создать привлекательную среду проживания. Городское пространство также состоит из смысловых точек. Жизне деятельность горожан протекает и упорядочивается в процессе осмысле ния материальных и идеальных условий жизни. Смыслы становятся точ ками жизненного пространства, а применительно к городу - точкой отсчета городского пространства. Они оформляют некоторый порядок, в котором становится возможна некоторая траектория поведения и жиз ненного пути; они задают шкалу мест. После того, как такая шкала задана, нейтральное пространство превращается в обжитое осмысленное про странство города. Люди насыщают точки своими символами: храмами, властью, развлечениями, торговлей, жильем. В смысловых точках про странства, локализующихся на территориях, проходит духовная жизнь городских сообществ, здесь разворачиваются драмы, трагедии и комедии. Вокруг них складывается жизнь города. Они являются основой осмыслен ной неравномерности городского пространства. В изучении пространства можно выделить следующие теоретико аналитические области, аспекты изучения: информационный, норматив ный, поведенческий, коммуникативный, ментальный. Информационное пространство города существует на двух уровнях: индивидуально-психологическом и социогенетическом. Первый уровень - это поле индивидуального восприятия городской среды, существующего в виде совокупности эмоционально-психологических образов, чувств и впе чатлений, которые испытывают горожане. Методом их фиксации является опрос как по произвольной, так и по фиксированной методике. Образова ния этого уровня неустойчивы, но они отражают как субъективный опыт людей, так и объективные состояния городской среды. Сегодня города утрачивают свою традиционную роль технологиче ских центров промышленного производства. Поэтому их развитие все в большей степени связывается с наукой, образованием, производством самой разнообразной информации инновационного, экспертного и органи зационного характера. Основное место в экономике городов уже сейчас занимает экспорт знаний, решений и рекомендаций. Знания, становясь стратегическим продуктом, меняют структуру занятости городского насе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz