Жигунова, Г. В. Социальные проблемы города : [учебное пособие по дисциплине "Социальные проблемы города" для специальности 040101.65 "Социальная работа"] / Г.В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : МГТУ, 2009. - 107 с. : табл.
72 он оказывает во времени и в пространстве, —так и город равен совокупно сти оказанного им за его ближайшими пределами влияния. Это только и есть его настоящий объем, в котором выражается его бытие"1. Пространство - это, по Г. Зиммелю, совокупность "точек вращения" - горожанин "вращается в разных кругах", соприкасаясь с различными со циокультурными мирами. Граница - это не факт территории, а "социоло гический факт", обозначающий различие отношений между элементами одной сферы и элементами другой сферы жизни. Наличие общего про странства означает, что соприкоснулись между собой элементы, ранее не зависимые. Пространство - место соединения разнородных духовных эле ментов: взглядов, ценностей, смыслов и т. п. Точка пространства - место локализации отношений по поводу обмена взглядами, центр кристаллиза ции новых социальных связей, возникающих экстерриториально. Одно временно с этим возникает социальная дистанция. Дистанция предполагает интеллектуализм, интеллектуализм создает дистанцию между людьми. Сохранять или устанавливать дистанцию - значит быть социально компе тентным, уметь уловить тонкие различия и т. п. Пространство - интеллектуальная сфера жизни, место возникновения и существования социальных различий; индивидуально-психическое - духовно-символическое. Пространство - семантическая сфера жизни: место существования взглядов, значений, смыслов, объективированных в знаках и символах; социальная статика (структура) - социокультурная динамика и мобильность. Пространство - место социокультурных инноваций. Городская среда формируется в результате опредмечивания символи ческого пространства. Опредмеченное пространство проявляется в суще ствовании качественно разнородных жизненных сред, культурных ареалов обитания. Историческое проживание, или даже временное, но концентри рованное местонахождение определенных социальных групп, субкультур накладывает отпечаток на конкретную территорию. Речь идет о "духе мес та" - о традициях и моделях поведения, доминирующих в определенной "местности", о стереотипах восприятия физических объектов конкретной территории. Это обстоятельство славит задачу структурирования город ского пространства по культурно-историческим единицам - целостным пространственно-поведенческий комплексам, в которых схемы поведения 1 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bi.n-europe.eu/library/print.php7icH67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz