Жигунова, Г. В. Социальные проблемы города : [учебное пособие по дисциплине "Социальные проблемы города" для специальности 040101.65 "Социальная работа"] / Г.В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : МГТУ, 2009. - 107 с. : табл.

67 Удовлетворение потребности - процесс возвращения организма в состоя­ ние равновесия, снятие напряжения, неудовлетворенности. Таким образом, роль потребностей прогрессивна. Можно с уверенностью говорить, что че­ ловеческую цивилизацию, достижения культуры и общественное здание строили люди глубоко неудовлетворенные. Первым, кто разобрался в структуре потребностей, был американский психолог Абрахам Маслоу. Он расположил потребности в восходящем по­ рядке от низших биологических до высших духовных: физиологические и сексуальные потребности (в воспроизводстве, пище, дыхании, физиче­ ских движениях, жилище, отдыхе и т. д.); экзистенциальные потребности, или потребности в безопасности выражают потребности в качестве жизни (уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, постоянство и регулярность окружающего социума, например, в безопас­ ности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов); социальные потребно­ сти (потребность в дружбе, привязанности, любви, принадлежности к со­ обществу, общения, заботы о другом и помощи близких); престижные потребности или потребности в оценке (стремление выделиться); духов­ ные потребности (стремление к самореализации, к творческой активности, осуществлению себя). Это основные, или базисные потребности. Первые два типа потребно­ стей называются первичными (врожденными), три других - вторичными (приобретенными). Взрослея, человек все большее значение придает вто­ рым. Таким образом, процесс духовного взросления - это процесс возвы­ шения потребностей, т. е. замещения первичных вторичными. В общем и целом высшие потребности сильнее дифференцируют людей, различают друг от друга, нежели низшие. Потребности каждого нового уровня заявляют о себе лишь после того, как удовлетворены запросы предыдущего. Голод движет человеком до тех пор, пока он не утолил его. Сила воздействия потребности, ее интенсив­ ность, кроме того, зависят от занимаемого ею места в общей иерархии. Физиологические потребности, независимо от степени воздействия их удовлетворения, обладают большей силой воздействия. Голодный и хо­ лодный человек вряд ли будет думать о стихах или наслаждаться величием классической музыки. В человеческой деятельности обнаруживаются способности. Способ­ ности - это такие психологические особенности человека, от которых за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz