Жигунова, Г. В. Социальные проблемы города : [учебное пособие по дисциплине "Социальные проблемы города" для специальности 040101.65 "Социальная работа"] / Г.В. Жигунова ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : МГТУ, 2009. - 107 с. : табл.
48 r госбюджет н инвестиционной привлекательности. О региональной диф ференциации можно сулить, r частности, по различиям в объемах годовых капитальных вложении на душу населения, динамике индексов цен на ин вестиции и строительно-монтажные работы, доходности инвестиционном деятельности. В глубокой депрессии сегодня находятся до 40 % субъектов Федерации - на их долю приходится менее 9,5 % произведенной валовой добавленной стоимости (ВДС), 12,4 % стоимости основных фондов и 8 % обшнх объемов инвестиций в основной капитал. Экономическая жизнь большинства таких регионов дотируется из федерального бюджета. На др>гом полюсе деловой и инвестиционной активности сосредоточились полтора десятка (16%) регионов, положение которых оценивается более позитивно; г. Москва, Тюменская обл.. Московская обл., Свердловская обл.. г. Санкт-Петербург, республики Татарстан и Башкортостан, Самар ская. Пермская и Челябинская области. На долю этих 10 регионов прихо дится -16.0 % общероссийской ВДС, 55,7 % стоимости основных фондов и 52.9 % обших объемов инвестиций в основной капитал в России1. Столичное положение Москвы обеспечило "притяжение" в нее ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов, активов финансово-кредитной системы, налоговых поступлений федерального и городского бюджета. Превосходство столицы, обусловленное статусным положением, можно назвать рентой главного города страны. Однако его процветание вряд ли может быть безоблачным на фоне деградации периферии. Экономическое исчезновение периферии фактически приводит и к разрушению центров. Такое положение специалисты именуют асимметричной центрально- периферийной организацией социально-экономического пространства, в котором Москва занимает главенствующее место. Но дело не только в статусных приоритетах, но и в особенностях раз вития инфраструктуры Москвы. Централизация административной и хо зяйственной жизни в столице дает колоссальные инфраструктурные пре имущества. Ее разветвленный транспортный узел (13 автомагистралей, 11 железнодорожных, 4 основных гражданских аэропорта, порт пяти мо рей) не имеет равных в стране. Благодаря этому связи Москвы со странам 1Добрсньков В.И., Кравченко Л.И. Фундаментальная социология. - Т. 5. С от* альная структура. - М.: ИНФРА-М. 2004, - С. 99.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz