Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 95 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение повседневности молодых инвалидов вызвано, с одной стороны, необходимостью оптимизации процессов их социальной ин­ теграции, а с другой — потребностью в личностной самореализации исследуемой категории лиц. Повседневная жизнь предстает как объективированная реальность, интерпретируемая и субъективно осмысляемая в качестве «высшей реальности» отдельно взятого человека. Это исторически изменчивая пространственно-временная целостность социального бытия, разво­ рачивающаяся в сферах быта, труда и досуга с помощью различных видов деятельности. Обращение к повседневности позволяет увидеть «субъектов истории», в качестве которых выступают молодые инвали­ ды, вписанные в объективную социальную реальность и воплощающие на индивидуально-личностном уровне ее феномены. Деятельность человека с инвалидностью, как и любого другого, осуществляется в рамках социальных институтов, устанавливающих формальные и неформальные правила социальных взаимодействий. На основе сложившихся правил и социальных норм в рамках тех или иных институтов формируются стереотипы восприятия отдельных ин­ дивидов и социальных групп с нетипичными социальными, психологи­ ческими или физическими характеристиками, а также направления и меры социальной политики в отношении данных лиц. Образцы поведе­ ния и стереотипы восприятия закрепляются в структуре общественно­ го сознания в процессе социокультурного развития общества, которые передаются индивидам в процессе социализации и воспроизводятся далее в их повседневных практиках. Социальные практики производят и воспроизводят основные спо­ собы социального взаимодействия в конкретный момент в конкретном обществе. В этом смысле они понимаются как множество упорядочен­ ных совокупностей навыков целесообразной деятельности, которые помогают личности найти себя и предоставляют возможность самореа­ лизации в каком-либо социальном качестве исходя из определённого социального контекста. Современные социальные практики, осущест­ вляемые в отношении инвалидов в рамках тех или иных институтов — это результат их развития в течение последних несколько сотен лет. Говоря о людях с инвалидностью, необходимо отметить, что на их ми­ ровосприятие накладывают отпечаток сложившиеся социокультурные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz