Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА ■МОНОГРАФИЯ 91 «Вообще, я прекрасно осознаю, что люди смотрят на меня через призму, предрассудков. У нас много сейчас говорят, что мы толерантное общество, Я человек, который никогда не хочет быть никому обузой. Меня всегда возмуща­ ет, когда мне кидаются помогать. Например, захожу я в автобус, и мне хотят помочь. Господи, я могу свободно передвигаться. Ну зачем мне помогать?... Ну, хромаешь немного, и все. Ну они же видят. Люди кидаются помогать, и у них на лице читается жалость какая-то» (ж., 20 л., 7:28-36). «Когда я стала в коляске, у окружающих появилась жалость. Но мне это не нравится. Не надо меня жалеть, нужно относиться также, как и ко всем остальным людям» (ж., 24 г., 6:32-35). «Меня всегда пихают, толкают, считают больным на голову, говорят, что надо лечиться (называют придурок)...» (м., 17л., 18:29-30). Безусловно, сегодня россияне еще не научились правильно отно­ ситься к людям, чем-либо отличающимся от большинства. Это имеет отношение не только к лицам с явными физическими и психическими нарушениями, но и ко всем, обладающим специфическими, редкими или непрестижными качествами, статусами и ролями. Как мы видим из интервью, опрошенные молодые люди стараются не обращать внимания на отношение окружающих, но это не значит, что они его не замечают и не расстраиваются. Они не хотят, чтобы их выделяли из масс и накладывали на них клеймо «больной», «ненор­ мальный», жалели и помогали, и считают, что к ним нужно относиться также, как и ко всем людям. Когда люди сталкиваются с негативной социальной маркировкой, как правило, одни начинают воспринимать социум как нечто враждеб­ ное и чуждое себе и «нападают» в ответ, другие отдаляются от него, третьи — ищут точки соприкосновения с ним. Несмотря на отрицательный опыт социальных взаимодействий, опрошенные молодые люди не отворачиваются от мира, а активно взаимодействуют с ним. Они имеют друзей и дружеское общение, и благодаря этому не чувствуют себя одинокими. Отвечая на вопросы о том, как складываются отношения со сверстни­ ками и имеются ли друзья, все респонденты отвечали утвердительно: «8 основном я общаюсь и дружу с ребятами со двора» (1:27). «Нормально, есть друг в училище и из вечерней щколы» (2:30).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz