Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В одном случае респондент (ж., 23 г.) говорит о неполноценности в контексте рассуждений о ценности здоровья: «Нужно поправить здоровье, нормально ходить, но полноценным человеком я уже не буду» (10:66-67). Другой информант, девушка 20-ти лет, рассказывает: «Во-первых, я всегда считала себя ненормальным человеком только из-за этого (заболевания — авт.). Ну и я не из тех инвалидов, знаете, вот есть некоторые. ..ну, у одних инвалидов есть какие-то особые таланты: кто-то художник, кто-то математик. Мне же Боженька не дал ничего взамен, только отобрал.... Вообще, я прекрасно осознаю, что люди смотрят на меня через призму предрассудков» (7:16-20, 28). Нормальность осознается респондентом как свойство, позволяю­ щее быть похожим на всех, быть вместе со всеми, заниматься тем же, что и «обычные» люди: «Есть такие, которые ходят несчастные, мол, давайте все мне помогать. Вот.... Я не люблю, не хочу быть обузой. Я просто хочу быть нормальным человеком, но в нашем обществе это не удается. С детских лет, например, меня не хотели брать в школу из-за этого, никто не хотел брать ответ­ ственность. ...Ну, там дети бегают, дерутся. Если что-то со мной случилось, то им пришлось бы отвечать. И поэтому было очень трудно устроить меня в школу. Потом в итоге меня устроили, но на индивидуальное обучение. Меня очень расстраивало в детстве. Я думала: все нормальные дети ходят в школу, а я сижу дома» (7:28-44). В общественном мнении людей давно сложилось представление, что норма — это свойство, присущее большинству элементов сово­ купности, а понятие равенства объяснялось в контексте одинаковости, подобия, однообразия, обычности. Это объясняет то, почему люди с инвалидностью (и не только они) стремятся быть обычными, как все: «... (я) многое бы отдал, просто чтобы быть обычным человеком...», — гово­ рит молодой человек с тяжелыми нарушениями двигательных функций (м., 24 г., 15:27).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz