Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 7 7 . Повседневность и повседневные практики: содержательные компоненты и смыслы 7.7. Сущностные характеристики повседневности Повседневность является специфическим предметом исследований микросоциологии и связана с анализом практик, взаимодействий и со циокультурной организации обыденной жизни индивидов. Пристальный интерес к исследованию повседневности в социально гуманитарных науках появился в середине XX столетия. В макросоцио логии повседневность актуализировалась в марксизме, структурном функционализме и постмодернизме. В микросоциологии — в рамках экзистенциализма, феноменологии, этнометодологии, социологии кон структивизма, символическиго интеракционизма и др. В рамках экзистенциализма повседневность затрагивали М. Хайдеггер, А. Камю, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс. В фе номенологии повседневность становится специальным предметом изучения в работах Э. Гуссерля, А. Шюца, Б. Ванденфельса, в этномето дологии — Г. Гарфинкеля, А. Сикурела, И. Гофмана и др.; в социологии конструктивизма — у П. Бергера и Т. Лукмана; в рамках структурного функционализма — у Р. Мертона, Р. Барта; в марксизме повседневность изучалась в контексте общественных формаций в работах А. Лефевра, К. Косика, Т. Лейтхойзера и А. Хеллер; в постмодернизме — в работах Ж.П. Лиотара, Ж. Бодрийяра, Ж. Батайи. Следует отметить изучение обыденной жизни в рамках «архивных» исследований М. Фуко и в линг вистике Л. Витгенштейна и Дж. Остина. Повышенное внимание к повседневности связано с повышенным интересом к миру отдельно взятого человека и уходом от глобальных объяснительных надындивидуальных схем и интерпретаций. Что же представляет собой повседневность? Повседневная жизнь, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана, — это ре альность, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъек тивную значимость в качестве цельного мира.1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М .: Медиум, 1995. С. 37.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz