Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА ■МОНОГРАФИЯ 87 преодолевать боль, физический дискомфорт и различные ограниче­ ния и барьеры, с которыми они сталкиваются в повседневной жиз­ ни. Причем в числе наиболее тяжело воспринимаемых и преодоле­ ваемых преград — не технические и инфраструктурные «провалы», а социально-психологические барьеры, связанные с восприятием чело­ века с инвалидностью российскими гражданами как ущербного и не­ полноценного субъекта. Относят ли себя молодые инвалиды к «второсортным», ненормаль­ ным или неполноценным? Каковы повседневные способы отнесения их к маркировке «ненормальный»? Имеют ли место практики социаль­ ного исключения в повседневном опыте инвалидов, проживающих в обычных условиях? Об этом также выявлялось мнение молодых людей с инвалидностью в процессе интервью. Учитывая неоднозначную специфику темы нормы и нормальности, она не поднималась интервьюером посредством прямых вопросов и была актуализирована косвенными вопросами интервьюера или в хо­ де свободной беседы самими молодыми людьми. В ходе интервью 2 респондента прямо сообщили, что считают себя нормальными или более-менее нормальными людьми: «Да, я более-менее нормальный человек», — говорит юноша, 22 г. (5:85-86); «Я нормальный человек», — считает другой молодой человек, 18 л. (8:49). Однако несколько раньше он также использует это слово, рассказы­ вая о своем желаемом будущем: «...Bобщем, выбиться в люди, стать нормальным человеком» (8:43). Но дальше мы видим, что смысл этого слова связан не с состоя­ нием здоровья, а с некими достигаемыми социальными статусами и ролями: «Чтобы были жена, дети, работа...» (8:43-44). Причисление себя к «ненормальным» или неполноценным встреча­ ется также у 2-х человек (10; 7).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz