Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

86 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ помощь, третьи, не скрывая, морщатся или делают гримасу отвраще­ ния, иные воспринимают отсутствие какого-либо члена или, например, зрения, как состояние общей инвалидности и принимаются тщательно проговаривать слова как умственно отсталому или кричать как слепо­ му, как если бы он был глухим и т. д. Закреплению стереотипов способствуют нормативно-культурная система и социальные институты, упорядочивающие и формализую­ щие систему взаимодействий, а также структуру статусов и ролей инди­ видов. Это определенная символика и атрибуты (например, инвалид­ ные коляски, костыли), выработанный язык социальной коммуникации (язык жестов), внутренняя культура (субкультура) со своими социаль­ ными запросами, собственными оценками социокультурной среды разграничивает инвалидов от других членов общества; конструирует не только внутреннее общественное пространство, но и внешнее, и тем самым институционализирует страту.1 На уровне стигматизированного индивида проблема связана с не­ принятием себя или своего состояния, а также с неуверенностью от­ носительно того, как окружающие люди будут воспринимать его лич­ ность. В результате человек пытается скрыть дефект либо как-то его исправить, либо замаскировать посредством освоения общих для всех навыков и действий. Итак, инвалидность является исключительно социальным конструк­ том, формируемым на определенных этапах общественного развития. Инвалидность как социально сконструированное явление в традици­ онных обществах долгое время сопровождалось маркировкой «не­ нормальный» и социальным исключением, закрепленным жесткой институциональной системой и общественным мнением. Социальное исключение, в свою очередь, представляется как мыслимая, физиче­ ская или институциональная дистанция, сегрегирующая и обособляю­ щая одних индивидов или социальных групп от других. 3.2. Самоидентичность и социальная маркировка молодых инвалидов Молодые люди с инвалидностью в своей повседневной жизни во многом привыкли к своему статусу и смирились с необходимостью 1 Жигунова Г.В. Социальная идентификация лиц с инвалидностью // В мире научных открытий. 2011. — № 5.1. (Проблемы науки и образования). С. 488-489.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz