Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
Г. В. ЖИГУНОВА ■МОНОГРАФИЯ 85 В книге «Стигма» И. Гофман, рассказывая о девушке, родившейся без носа, делает вывод, что все люди в той или иной степени стигматизиро ваны и являются заложниками своего внешнего вида или иных наруше ний. Автор выделяет три существенно различающихся типа стигмы. Во-первых, телесное уродство — разного рода физические откло нения. Во-вторых, недостатки индивидуального характера, связанные со слабой волей, неконтролируемыми или неестественными страстями или безнравственностью. В-третьих, родовая стигма расы, националь ности и религии, которая может охватывать всех членов семьи. Однако во всех этих типах обнаруживается одна и та же черта: индивид обла дает некой особенностью, которая навязчиво привлекает к себе внима ние и отвращает от него собеседников, — тем самым перекрывая путь и другим качествам этого индивида. Тех, у кого нет негативных отклоне ний от определенных ожиданий, ученый называет нормальными. «Конечно, — пишет, И. Гофман, — по определению мы полагаем, что человек со стигмой — не вполне человек [is not quite human]. На основании этого предположения мы применяем различные виды дис криминации, посредством которых существенно — причем порою не задумываясь — уменьшаем его жизненные шансы... В нашей повсед невной речи мы используем особые термины для обозначения стигмы (такие, как калека, ублюдок, кретин) в качестве образного выражения, причем, как правило, не задумываемся об их исходном значении. Мы склонны приписывать человеку длинный ряд несовершенств на осно ве какого-то одного исходного несовершенства...».' Это подтверждается результатами социологических исследований, проведенных автором по проблеме интолерантности в отношении инвалидов.2 В частности, здоровые сограждане достаточно часто (в за висимости от возраста) воспринимают человека с инвалидностью как неполноценного, больного, страдающего, дефективного, беспомощно го, ущемленного, неполноценного, и испытывают дискомфорт, страх, брезгливость, неприязнь и отвращение.3 В ситуации взаимодействия одни люди старательно игнорируют инвалида, оказавшегося в поле зрения, другие начинают делать жалостливое лицо или кидаться на ' Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью / пер. М.С. Добряковой. С. 5-6. URL: http:// globalteka.ru/books/doc_details/11041.html (дата обращения 15.10.2014). 1 Жигунова Г.В. Исследование толерантности различных групп населения в отношении детей с ограниченными воз можностями. Мурманск :Изд-во МГТУ, 2008. 216 с. 3 Жигунова Г.В. Толерантность в отношении лиц с инвалидностью как фактор интеграции российского общества // Проблемы национальной безопасности России в XX-XXI вв. Уроки истории и вызовы современности : материалы международной науч.-практ. конф. / отв. ред. С.А. Марков. Краснодар :Традиция, 2010. С. 165-168.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz