Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

84 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В России практики изоляции больных от общества стали широко распространяться в XIV — XVI вв., когда непосредственная опека над нуждающимися была возложена на церковь, а финансирование и кон­ троль взяло на себя государство. При императрице Екатерине II впер­ вые появляются особые больницы для умалишенных ■— «пристройства безумных», и в дальнейшем практики изоляции «инвалидов» обретали все большую институциональность, прочно отделяя «ненормальных» от «нормальных».1 В эту категорию попадали и те, которые не относи­ лись к сумасшедшим, но в силу отсутствия возможности самостоятель­ но передвигаться, ориентироваться в социальном пространстве и об­ служивать себя, вынужденно помещались в специальные учреждения или оставались запертыми в четырех стенах квартир, тем самым раз­ делив судьбу с умалишенными. К концу XVIII — началу XIX в. в России начали распространяться по­ нятия норма, нормальный, причем наряду со значением обычный, по­ вседневный, привычный, не отклоняющийся от нормы вошло в повсе­ местное употребление и второе их значение — нормальный человек, т. е. психически здоровый человек.2 Социальное исключение, используемое в практике социальных взаимоотношений с инвалидами, сопровождается стигматизацией и негативной идентичностью индивидов или целых социальных групп, и отрицательно отражается на социальном поведении всех участников социальных взаимодействий. Для обозначения качества, выдающего «какое-то постыдное свой­ ство индивида» И. Гофман предложил использовать термин «стигма». Причем характер этого качества, по мнению автора, определяется не самим качеством, а отношениями по поводу него. Качество, стигмати­ зирующее один тип владельца, может лишь подтвердить обычность другого, и в этом смысле само по себе качество не является ни лест­ ным, ни постыдным.3 Проблема стигмы возникает тогда, когда все участники ситуации ожидают, что определенная категория людей должна не просто под­ держивать какую-то норму, но и выполнять ее предписания. 1 См. об этом: Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России: теоретический и эмпирический анализ институцио­ нальной организации и социальных практик :дисс.... д-ра социол. наук по специальности 22.00.04. Краснодар, 2011. С. 117-151. } Янгулова Л. Ю родивые и Умалишенные: генеалогия инкарцерации в России // Мишель Фуко и Россия :сб. статей / под ред. О. Хархордина. — СПб.; М .: Европейский университет в Санкт-Петербурге :Летний сад 2001. С. 199. 3 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью / пер. М.С. Добряковой. С. 4. URL: http:// globalteka.ru/books/doc_details/11041.html (дата обращения 15.102014).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz