Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл
84 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В России практики изоляции больных от общества стали широко распространяться в XIV — XVI вв., когда непосредственная опека над нуждающимися была возложена на церковь, а финансирование и кон троль взяло на себя государство. При императрице Екатерине II впер вые появляются особые больницы для умалишенных ■— «пристройства безумных», и в дальнейшем практики изоляции «инвалидов» обретали все большую институциональность, прочно отделяя «ненормальных» от «нормальных».1 В эту категорию попадали и те, которые не относи лись к сумасшедшим, но в силу отсутствия возможности самостоятель но передвигаться, ориентироваться в социальном пространстве и об служивать себя, вынужденно помещались в специальные учреждения или оставались запертыми в четырех стенах квартир, тем самым раз делив судьбу с умалишенными. К концу XVIII — началу XIX в. в России начали распространяться по нятия норма, нормальный, причем наряду со значением обычный, по вседневный, привычный, не отклоняющийся от нормы вошло в повсе местное употребление и второе их значение — нормальный человек, т. е. психически здоровый человек.2 Социальное исключение, используемое в практике социальных взаимоотношений с инвалидами, сопровождается стигматизацией и негативной идентичностью индивидов или целых социальных групп, и отрицательно отражается на социальном поведении всех участников социальных взаимодействий. Для обозначения качества, выдающего «какое-то постыдное свой ство индивида» И. Гофман предложил использовать термин «стигма». Причем характер этого качества, по мнению автора, определяется не самим качеством, а отношениями по поводу него. Качество, стигмати зирующее один тип владельца, может лишь подтвердить обычность другого, и в этом смысле само по себе качество не является ни лест ным, ни постыдным.3 Проблема стигмы возникает тогда, когда все участники ситуации ожидают, что определенная категория людей должна не просто под держивать какую-то норму, но и выполнять ее предписания. 1 См. об этом: Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России: теоретический и эмпирический анализ институцио нальной организации и социальных практик :дисс.... д-ра социол. наук по специальности 22.00.04. Краснодар, 2011. С. 117-151. } Янгулова Л. Ю родивые и Умалишенные: генеалогия инкарцерации в России // Мишель Фуко и Россия :сб. статей / под ред. О. Хархордина. — СПб.; М .: Европейский университет в Санкт-Петербурге :Летний сад 2001. С. 199. 3 Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью / пер. М.С. Добряковой. С. 4. URL: http:// globalteka.ru/books/doc_details/11041.html (дата обращения 15.102014).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz