Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

82 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ сываются девиантные характеристики, стойко закрепившиеся в обще­ ственном мнении и культурно-нормативной системе.’ Повседневные способы попадания индивидов за границы «нор­ мальных» людей хорошо показаны в работах И. Гофмана. В результате его исследований была инициирована публичная дискуссия о методах психиатрической диагностики и деинституционализации психиатриче­ ских больниц в США, стала развиваться концепция социальной девиа­ ции, в центре которой — зависимость определения нормы и патологии от институциональных норм социального контроля. По меткому наблюдению ученого, из всех пациентов, поступаю­ щих в психиатрические клиники, лишь небольшая часть приходит по своей воле.2 Это означает, что предварительный диагноз больному об отклонениях и ненормальности ставится социальным окружением, а не врачами. И. Гофман в результате выстраивает следующую цепочку идентичности «больного»: социальный диагноз — заключение (изоля­ ция) — медицинский диагноз.3 Согласно И. Гофману, граница между здоровыми и инвалидами, то есть между «нормой» и «аномалией», является социальной конструкци­ ей. Поэтому необходимо расширить понятие нормы, включив в нее лю­ дей с ограниченными возможностями, и сформировать в обществен­ ном сознании позитивный образ инвалидности. Еще одно наблюдение И. Гофмана состоит в том, что мир умали­ шенных является по своему осмысленным социальным миром. Иными словами, мир умалишенных не есть мир неразумия, если судить о нем изнутри. Психиатрическая лечебница при этом представляется как со­ вокупность практик, которые трансформируют пациента, обладающего всеми гражданскими правами, в больного, который лишается многих прав, закрепленных за «нормальными», Далее индивидуальная биогра­ фия человека предстает лишь как история болезни.4 ’ См. об этом: Жигунова Г.В. Исследование толерантности различных групп населения в отношении детей с ограни­ ченными возможностями. Мурманск : Изд-eo МГТУ, 2008. 216 с.; Жигунова Г.В. Социальная идентичность лиц с юве­ нальной инвалидностью. Saint-Louis, МО: Publishing House «Science & Innovation Center», 2012. 208 с.; Жигунова Г.В. Ювенальная инвалидность в России. Мурманск : Изд-во МГТУ, 2012. 250 с.; Жигунова Г.В., Ткаченко И.Л. Ресурсный потенциал инвалидов ювенальной категории. Красноярск:Научно-инновационный центр, 2013. 220 с. 1 Психиатрические клиники как места изоляции пациентов И. Гофман называет «тотальными институтами» Это учреждения, где осуществляется временной и пространственный контроль над помещенными в них людей, а орга­ низация повседневной жизни (пространство, распорядок дня, техники обращения и др.) направлена на подавление личностной идентичности. 1 Те же элементы обнаруживает М. Фуко, но в качестве исторической последовательности событий, произошедших в разное время и из не связанных друг с другом причин. 4 Волков В.В. О концепции практик(и) в социальных науках. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/234/149/1217/002. VOLKOV.pdf (дата обращения 12.09.2014).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz