Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

Г. В. ЖИГУНОВА •МОНОГРАФИЯ 79 В жизни большинства респондентов (за исключением двух чел.) нет места скуке. Притом, скука происходит не из-за заболевания или не­ способности себя занять, а из-за постоянного стремления к чему-то новому и, во втором случае, нежелания учиться: «Скука. Мне постоянно скучно. Работа легкотня, учиться несложно» (ж., 20 л., 7:176). «Нет, не нравится (учиться). Бесит и скучно» (м., 16 л., 9:17-18). Итак, половина молодых людей говорит о том, что довольна своей жизнью. Респонденты умеют радоваться просто потому, что живут, и не переживают из-за отсутствия ярких событий и повторяющейся ру­ тины одних и тех же дел, занятий, упражнений. 2 респондента жизнью удовлетворены наполовину, а еще 2 неудовлетворены ее социальной неустроенностью, 4 чел. имеют нейтральное отношение. Люди с инвалидностью в процессе своей жизнедеятельности сталки­ ваются со многими барьеры, в результате чего не имеют возможности полноценно функционировать в социуме: учиться, общаться, проводить досуг наравне со всеми, получать профессию, работать, создавать семьи и жить полной жизнью. Однако повседневная жизнь опрошенных, имею­ щих спектр сложнейших заболеваний, не кажется им обедненной. Барьеры выступают в виде явных или скрытых преград функцио­ нирования лиц с инвалидностью. Явные выражаются в неудовлетво­ рительной организации социального пространства или других оче­ видных помехах, как, например, нарушение здоровья. Скрытые могут выступать как в виде непринятия своих нарушений или инвалидизи- рованного статуса, так и в интолерантности и сегрегации со стороны окружающих индивидов и групп. В ходе интервью выяснилось, что восприятие мира и жизни у ин­ валидов обусловлено не социальным неустройством или личными обидами на судьбу, людей или государство, а их особым личным опы­ том, связанным с инвалидизирующим заболеванием. Собственная био­ графическая ситуация научила (и учит) их смотреть на жизнь и здо­ ровье как на величайшие ценности, а на житейские проблемы — как на обычные рядовые задачи повседневности, с которыми они готовы справляться и, при поддержке близких или понимающих людей, идти дальше, вперед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz