Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

70 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ - Зимой катаюсь на сноуборде. ■На сноуборде?Как? - Научился, катаюсь еще с 7 класса. - А как твои близкие на это реагируют? Беспокоятся? - Раньше мама переживала, но потом поняла, что мне нравится и что все в порядке, и успокоилась. - А чем еще занимаешься в обычные дни? - Как все люди — по настроению: дома сижу за компьютером, смотрю ТВ... - Л книги читаешь? Читать не особо люблю (м., 22 г., 5:42-55, 60 - 61 ). Лица с инвалидностью обычно сталкиваются с серьезными трудно­ стями самореализации, невозможностью заниматься продуктивной де­ ятельностью, а порой и быть просто более-менее физически активным, В исследованиях самореализации инвалидов, проводимых мною, было неоднократно показано, что инвалиды, как и любой здоровый человек, обладают значимыми ресурсами и потенциалом.1 Таланты, способно­ сти, навыки и умения имеются также у лиц.с тяжелыми психоневроло­ гическими нарушениями. Отсутствие субъективных и объективных возможностей для про­ дуктивного использования способностей у лиц с инвалидностью про­ тиворечит представлениям о счастливой жизни. В данной связи можно было предположить, что люди со стойкими нарушениями здоровья не живут полной жизнью, а просто существуют. Но так ли это на самом деле? Ни один респондент в процессе интервью не говорил о неполной или неполноценной жизни. Напротив, выявилось, что молодые люди реализуют свои способности в творческих, учебных и спортивных за­ нятиях — это изучение английского языка, вязание салфеток крючком, катание на сноуборде, лыжах или велосипеде, игра в футбол, ремонт техники (компьютеры, автомобили). Эта самореализация носит сти­ хийный характер. Лишь в трех случаях респонденты находят примене­ ние себе в специальных учреждениях и объединениях — вокальном ансамбле, фитнес-клубе и танцевальном кружке. В остальных случаях индивиды ничем особенным в настоящее время не занимаются, либо делают что-то «по мелочи»: «Интересы постоянно меняются, — рассказывает информант, — хобби постоянного нет, так, по мелочи. Например, интересная тема попалась по 1 См.: Жигунова Г.В. Ресурсный потенциал инвалидов ювенальной категории : монография. Красноярск : НИЦ, 2013. 220 с.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz