Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

66 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ педант, я люблю чистоту. Нет, в бытуя не чувствую ограничений. Все, что мне нужно для моей жизни, я могу спокойно все сделать (ж., 20 л., 7:137-139, 158- 165). Еще один респондент, проживающий отдельно от родителей, пояс­ нил, что испытывает трудности с приготовлением пищи (не позволяет ру­ ка), но при этом обслуживает и убирается в квартире самостоятельно. «У меня двоится в глазах (из-за этого 2-я группа) и плохо двигается рука, но я сама со всем справляюсь, помощь мне нужна только в приготовлении пищи. Сейчас родители приезжают 1раз в неделю на выходных. Мама готовит по­ есть или привозит с собой уже приготовленное. Второе я уже сама научилась готовить, но мне тяжело резать и получается медленно. Убираюсь я сама, но тяжести поднимать нельзя. Я стараюсь, несмотря на это, обычно жить» (ж., 20 л., 16:20-26). 2 респондента, которые не могут самостоятельно выполнять быто­ вую работу, частично парализованы (один из них имел опыт подработ­ ки, создавая компьютерные программы и сайты). Они проживают с род­ ными, так как не могут себя обслуживать и нуждаются в их помощи: «Без помощи семьи я не могу сам себя обслуживать, — повествует инфор­ мант, — дома справляюсь с помощью родных. Мама или сестра помогают мне одеваться, питаться, выбраться на улицу, добраться до университета. В квартире много что приспособлено под меня, чтобы я мог свободно переме­ щаться на коляске... (мама) помогает с одеждой — раздеться, одеться... (м., 22 г., 14 : 18 - 24 ). «Тяжело, нужна помощь. — Сообщает другой респондент. — По квартире перемещаюсь с помощью родителей, Есть коляска, но рядом всегда кто-то находится» (ж., 24 г., 6:20-26). Итак, бытовые практики прочно вошли в жизнь большинства опро­ шенных, по характеру и структуре они не отличаются от традиционных практик, свойственных российским гражданам. При этом нет различий в практиках молодежи с интеллектуальными нарушениями и без тако­ вых, как нет значимых различий и по полу и возрасту. Только 2 чел. с инвалидностью не выполняют бытовых работ, так как имеют суще­ ственные ограничения в самообслуживании и нуждаются в постоянной физической помощи сторонних лиц.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz