Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

54 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ постоянно радуюсь, я очень люблю смеяться.... А обычно я никогда не думаю: о, я несчастна, но иногда нет-нет... — например, когда поймаешь какой-нибудь взгляд или познакомишься с новым человеком, и вот тогда-то, а я люблю себя накручивать, все возвращается, и может целый день уйти на это. Но обычно я не обращаю внимания. Все эти переживания время от времени. Они есть, но проявляются нечасто» (139-141, 144-145, 148-152). Когда наблюдается акцентуация человека с инвалидностью на теле­ сном нарушении, он может становиться уязвимым и чувствовать себя неполноценным, дефектным, больным. «Как и другие меньшинства, права которых ущемляются большинством, — пишут М.В. Прохорова и О.А. Мекка, — инвалиды чувствительны к словам, которые усугубляют их положение. Для того чтобы изменить его, инвалиды пропагандиру­ ют собственные определения и понятия, которые не вызывают жало­ сти и других негативных ассоциаций. Например, «человек, имеющий инвалидность» — предполагает, что в первую очередь, надо назвать человека, а затем его свойства.1 Так нарушения телесности могут оказаться для человека с ин­ валидностью вторичными и выступать на первый план лишь тогда, когда он сталкивается с недоступностью общественных мест, опре­ деленных стилей жизни и поведения, невозможностью заниматься многими любимыми делами, свободно перемещаться в пространстве и др. Следовательно, можно говорить о том, что люди, имеющие инва­ лидность, могут переносить акцент с личностных состояний на иные — средовые, например. В этом случае неудобства личности связываются с несовершенной внешней средой, и именно в ней лежит решение проблемы успешного функционирования человека с инвалидностью. Личность при таком понимании может жить обычной жизнью, если бу­ дет иметь специально обустроенную среду.2 1 Прохорова М.В., Мекка О.А. Инвалидность в контексте теории жизненно­ го мира личности // Успехи современного естествознания. 2005. № 1. С. 88-89. URL: www.rae.ru/use/ (дата обращения: 14.10.2014). 2 Данный подход свойственен социальной модели инвалидности. Социальная модель полагает инвалидность след­ ствием несправедливого устройства общества, набором определений, принятых в той или иной системе, и ведет свое начало с 1970-х годов с публикаций британских американских ученых, доказавших антигуманный характер содержа­ ния инвалидов в интернатах и несостоятельность патерналистских установок проводившейся в отношении данных лиц социальной политике. Социальная модель была разработана в качестве попытки представить альтернативную парадигму доминирующему медицинскому восприятию инвалидности, потому она обращает внимание не на недостат­ ки, дефекты, нарушения и патологии лиц с ограниченными возможностями, а на динамическое взаимодействие между инвалидом и окружающей средой, обществом в целом. Потому данная модель направлена на определение барьеров, изолирующих людей с инвалидностью и не позволяющих стать полноправными членами своих сообществ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz