Жигунова, Г. В. Повседневная жизнь молодых людей с инвалидностью : монография / Г. В. Жигунова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2014. - 144 с. : ил., табл

50 ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ ми характеристиками, как освобождение от нормальных социальных обязанностей, отсутствие способности заботиться о себе, обращение за компетентной профессиональной помощью и нежелание возвратиться к нормальной жизни. Больной тяготится нормальными социальными обязанностями и стремится освободиться от них. Следовательно, ино­ гда это желательный статус для человека. В работе И. Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» рассматриваются способы, которыми индивид в самых обыч­ ных ситуациях позиционирует себя и свою деятельность другим людям и контролирует формирование у них впечатлений о себе. Это достига­ ется умелой игрой определенных ролей перед «публикой», степенью вживания в роль, отсутствием помех взаимодействия на индивидуаль­ ном, групповой и институциональном уровнях. В социокультурной среде общество имеет готовые сценарии для каждой роли и во многом оценивает людей по качеству ролевого ис­ полнения. В ситуации взаимодействия людям свойственно показывать себя с лучшей стороны и скрывать невыигрышные характеристики. Об этом у И. Гофмана сказано так: «...когда чья-то деятельность протекает в присутствии других лиц, обычно некоторые элементы этой деятельно­ сти выразительно подчеркиваются, а другие, которые могут испортить желаемое впечатление, скрываются. Ясно, что выигрышные, ударные факты исполнители предпочитают показывать в зоне переднего пла­ на. Точно так же должно быть ясно, что может существовать и другая зона — «зона заднего плана» или «закулисная зона», где появляются и признаются скрываемые от публики факты.1 Вопрос, на который хотелось бы дать ответ в этом параграфе — в какой мере молодые люди, имеющие инвалидность, принимают себя, насколько вживаются в «роль инвалида», имеют ли они «закулисье», где остаются один на один со своими страхами и ощущают себя несчастны­ ми и обиженными судьбой. В нашем интервью во всех — осознаваемых и неосознаваемых — случаях болезни респонденты не показывали заинтересованность в инвалидизированном статусе. Напротив, ряд молодых людей с сохран­ ным интеллектом тяготились статусом инвалида и желали бы его ли­ шиться посредством излечения или исцеления. Респонденты с наруше­ ниями умственного развития в большинстве своем не акцентировали внимание на болезни и не выдавали ее в качестве препятствия для до­ Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М .: КАНОН-пресс-Ц, 2000. С. 149.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz